Как открыть аптеку

Аптека – один из самых стабильных бизнесов. Люди болеют всегда, поэтому продажа лекарств будет востребована во все времена. В этой статье разберем все этапы открытия аптечного дела, рассмотрим трудности, с которыми придется столкнуться.

«Бумажный» этап

Для начала нужно определиться, какую аптеку Вы хотите открыть, и собрать для этого все необходимые документы, бумаги, разрешения. Вам понадобится не только разрешения от СЭС и пожарной инспекции, но и лицензия на торговлю лекарствами. 

Кроме того, чтобы получить капитал для старта, Вам нужен подробный бизнес-план. В нем нужно отразить все свои запланированные действия, сделать анализ будущей работы аптеки, указать предполагаемые расходы и доходы. 

Аналитический этап

На этом этапе Вам нужно хорошо изучить аптечный рынок России и конкретно Вашего города. Какие существуют нормы, правила, тенденции. Какие лекарства более востребованы, а какие не пользуются популярностью. 

Затем опишите своего клиента, свою целевую аудиторию. Это будет зависеть от выбранного Вами месторасположения аптеки. Это могут быть пенсионеры, молодые семьи или рабочие. Исходя из этих данных, Вы сформируете дальнейшую политику своей аптеки, а также ассортимент.

Изучите всех конкурентов, существующих в Вашем районе – их ЦА, ассортимент, цены, слабые и сильные стороны, сервис. Учитывая полученные данные, продумайте, на какие преимущества Вы будете делать акцент в продвижении своей аптеки.

Собрав всю информацию о рынке, составьте подробный план мероприятий по продвижению Вашего дела – распишите цели, миссию, фирменный стиль, политику, маркетинговые кампании, систему бонусов и скидок, продумайте рекламные материалы и т.д.

Подготовка помещения

Дальше нужно выбрать подходящее помещение под Вашу будущую аптеку. Здесь нужно учитывать требования, установленные законом. Например, площадь помещения не должна быть меньше 60 кв.м. На этом пространстве нужно разместить торговый зал, склад для хранения лекарств, кабинет для персонала или управляющего. Кроме того, выбирая помещение смотрите, чтобы оно было в проходимом месте, желательно в спальном районе, где наибольшее скопление целевой аудитории. 

Рекомендуем на первое время взять помещение в аренду. Это будет  дешевле и практичнее. Кроме того, можно будет договориться с арендодателем о частичном возмещении расходов на ремонт.

После этого сделайте соответствующий ремонт, внешнюю отделку, закажите вывеску, установите пожарную сигнализацию, вентиляцию, а также специальные датчики, контролирующие параметры воздуха в помещении для хранения препаратов.

Когда помещение готово, нужно обставить его необходимым оборудованием. К нему относятся: кассавый аппарат и прилавки; cтеллажи, витрины, полки; холодильник; шкафы; компьютер сейф для наркотических препаратов и прочая мебель. Без этих обязательных пунктов Вам могут не выдать лицензию на работу, поэтому отнеситесь к оснащению аптеки серьезно.

Персонал

Весь персонал аптеки (кроме уборщицы) должен иметь высшее фармацевтическое образование, в том числе и руководитель аптеки. Без него предприниматель просто не сможет открыть свое дело. Но если с образованием все туго, то можно выкрутиться из этой ситуации, наняв фармацевта со стажем работы не менее 5 лет. Управлять Вашей аптекой будет провизор, поэтому внимательно отнеситесь к его выбору. Этот человек должен иметь специальный сертификат и опыт работы не менее трех лет.

Каждые пять лет сотрудники должны проходить курсы по повышению квалификации.

Ассортимент и закупка

Когда все оборудование установлено, а персонал нанят, пора заполнять полки продукцией. Заранее позаботьтесь о поиске нужного поставщика и составьте полный список необходимых лекарств. Если Вы открываете аптечный пункт, количество наименований в Вашем списке должно быть около 1500 и более. Если открываете аптеку, то не менее 2500. Не забывайте, конечно, расширять свой ассортимент, учитывать потребности клиентов. Гибкость – залог успеха!


Финансовый этап

Кроме того, важно заранее просчитать планируемые расходы и доходы, чтобы понимать, на сколько выгодно открывать свою аптеку. К расходам относится:

  • аренда помещения – от 1 000 $ в месяц;
  • ремонт – около 2 000 $;
  • оборудование – от 3 000 $;
  • закупка товара – от 3 000 $ и более;
  • заработная плата персоналу – около 20 000 $ в год;
  • оформление документов – около 300 $;
  • дополнительные расходы + расходы на рекламу – от 500$ в месяц;

Чтобы не терпеть убытки, доход должен составлять около 300 $ в день, а в идеале – 10 000 -15 000 $ в месяц. В этом случае Ваш бизнес окупится примерно через год.

«Подводные камни» аптечного бизнеса

Аптечный бизнес не так прост, как может показаться. Проблемы, с которыми можно столкнуться при открытии:

  • необходимо получить разрешительные документы и лицензии, на что уйдет много времени;
  • неудачно выбранное место может погубить все дело;
  • большая конкуренция может пагубно повлиять на Ваш бизнес.
  • неумелое управление ассортиментом — не попадание в потребности клиента, излишки не популярных товаров и дефицит востребованных — могут снизить удовлетворенность покупателей и снизить выручку.

Готовый аптечный бизнес

Чтобы минимизировать риски при открытии аптечного бизнеса, Вы можете купить готовую аптеку или открыть аптеку по франшизе. Это поможет Вам оптимизировать рассходы. Покупая готовый бизнес, Вы сразу получите прибальное дело. Не нужно тратиться на стартовую рекламную кампанию и искать опытный персонал. Открывая бизне по франшизе, Вы получаете известный бренд и поддержку франчайзера во всех проблемных вопросах.