Как открыть продуктовый магазин?

Самый устойчивый к любому экономическому кризису бизнес — это продуктовый магазин. Продукты питания — вещь необходимая, поэтому и спрос на них самый высокий. Правда и конкуренция на этом рынке зашкаливает. Если соперничество с крупными супермаркетами и популярными продуктовыми сетями Вас не пугает, то прочтите этот материал и приступайте к делу.

Как выбрать место для магазина?

Самыми прибыльными точками считаются: центр города, места рядом с метро, вокзалами или деловыми центрами. Здесь популярностью пользуются большие магазины.

В спальном районе более востребованным будет небольшой магазин со смешанным ассортиментом.

Выбирая помещение, обратите внимание на свою потенциальную аудиторию. Кто проживает в этом районе: студенты, пенсионеры, обеспеченные люди, работники среднего звена? Отталкиваясь от портрета потребителя, нужно планировать ассортимент и цены. Если Вы откроете пятизвездочный универсам с продуктами по цене выше среднего в районе, где 80 % жителей студенты и пенсионеры, прибыльным Ваш бизнес не станет.

Проанализируйте конкурентов рядом с точкой. Ваш магазин должен быть лучше: выгоднее по ценам, отличаться широким ассортиментом, вежливым персоналом или качеством продукции.

Американская продуктовая сеть «Publix», например, в борьбе со своими конкурентами делает акцент на обеспечение высококлассного обслуживания. Для достижения результата сеть мотивирует своих сотрудников карьерным ростом. Все управленческие должности занимают бывшие работники. В магазинах висят графики карьерного роста, которые показывают, как обычный сотрудник может стать руководителем.

«Publix» признаётся своим клиентам, что товары у них не всегда дешевле, чем у конкурентов, зато обслуживать их будет хорошо подготовленный и всегда радушный персонал. Чистая рентабельность сети в 2012 году составила 5,6%, в то время как у главного конкурента, «Wal-Mart», она равнялась 3,8%.

Каким должно быть торговое помещение?

Торговая точка должна соответствовать нормам СанПин 2.3.5.021–94 для предприятий продовольственной торговли:

  • рыбные и овощные магазины нельзя размещать в жилых зданиях;
  • если магазин находится в жилом помещении, то его площадь не должна превышать 1 000 кв. м;
  • в продовольственных магазинах, расположенных в жилых зданиях, необходимо предусматривать виброшумозащитные ме­роприятия;
  • помещение для торговли должно быть оснащено водоснабжением и канализацией, теплоснабжением и системой вентиляции.

Для магазина следует арендовать помещение из двух комнат минимум. Одна – для продажи продуктов, другая для их хранения. Также стоит предусмотреть комнату для отдыха персонала, подсобное помещение и санузел.

Минимальная площадь магазина - 100 кв. м. Для эффективного бизнеса 80% от общей площади следует выделить под торговый зал.

Если Вы планируете арендовать помещение, то заключать договор следует на длительный срок (от года). Обязательно оговорите условия долгосрочного расторжения договора и возможность его продления по окончании срока.

Какие нужны документы для открытия магазина?

Необходимо получить разрешение на торговлю. Для этого нужно подать следующие документы в Управление потребительского рынка:

  • свидетельство о регистрации;
  • документ, подтверждающий право собственности (договор купли-продажи; договор аренды помещения);
  • заключение СЭС;
  • заключение противопожарной службы;
  • договор на вывоз мусора;
  • перечень ассортимента и лицензия на алкогольную продукцию.

Заявка будет рассмотрена в течение календарного месяца.

Другие документы необходимые для работы:

  • аттестация рабочих мест;
  • регистрация кассового аппарата.

После того как разрешение на торговлю будет получено, а магазин начнет функционировать, позаботьтесь о наличии в торговом зале:

  • списка с телефонами экстренных служб;
  • закона РФ «О защите прав потребителей»;
  • книги жалоб и предложений;
  • разрешения на торговлю;
  • лицензии (можно копии);
  • свидетельства о проверке весов и ККМ.

У каждого сотрудника должна быть медицинская книжка. У работников с иностранным гражданством должен быть патент или разрешение на работу.

Как оборудовать продуктовый магазин?

Минимальный набор оборудования для полноценной работы магазина включает в себя: холодильные и морозильные витрины, обычные витрины и стеллажи, кассовый аппарат и весы.

Оборудование можно взять в аренду. Часто поставщики и производители сдают в аренду оборудование для своих товаров.

Особое внимание уделите организации торгового зала. Расположение мебели в торговом зале должно быть интуитивно понятно и проводить покупателя по всем отдела магазина так, чтобы он не заметил, как оказался у кассы с наполненной продуктами корзиной. Клиент должен найти без проблем вход и выход.

Витрины не должны пустовать. Исследования психологов показывают, что с полупустой полки товар брать не хочется. А вот большое количество продукта побуждает совершить покупку.

За помощью в оформлении зала обратитесь к специалистам по меблировке товарных помещений. Они создадут проект оформления магазина, учитывая его ассортимент.

С грамотной расстановкой товара поможет специалист по визуальному мерчендайзингу. Мерчендайзер разработает концепцию оформления витрин с учётом психологических характеристик потенциальных покупателей.

Как искать поставщиков?

Самое главное при выборе поставщика – минимальная цена при максимальном качестве товара. Однако не всегда стоит выбирать организацию, предлагающую самые низкие цены.

Зачастую ликвиднее сэкономить на логистике и купить товар дороже, но расположенный ближе, чем тратиться на перевозку дешевого продукта издалека.

Пока магазин молодой и у него нет репутации, придётся сотрудничать с поставщиками по предоплате. Через несколько месяцев успешной работы, поставщики сами начнут предлагать услуги. Вам останется только выбирать выгодные для себя условия.

В договоре с поставщиком обязательно определите сроки доставки товара, график, сроки оплаты, условия отсрочки платежей, возможность возврата.

На упаковке любого продуктового товара, согласно закону «О защите прав потребителей», должно быть указано:

  • наименование;
  • дата изготовления;
  • срок хранения;
  • состав;
  • количество (габаритные размеры, масса).

Магазин с «0» или готовый бизнес?

Открытие супермаркета средних размеров с «0» обойдется Вам, как минимум, в 4 000 000 рублей. На открытие небольшого магазина потребуется от 600 000 рублей.

Вы можете купить готовый продуктовый магазин. Это позволит сэкономить время и деньги на ремонт, поиск поставщиков, рекламу, подбор персонала.

В Москве среднестатистическая стоимость готовых продуктовых магазинов варьируется от 1,5 миллионов до 3 миллионов рублей. Чистая прибыль такого бизнеса в среднем составляет 200-300 тысяч в месяц.