Статья:
27 июня, 2016 08:30
30

Медиафабрика ИГИЛ тратит на информирование россиян до 1,5 млрд рублей в год

Пропагандисты запрещённой в России экстремистской организации придумали инновационный способ вовлечения молодёжи в свои ряды.

Эксперты Фонда исследования проблем демократии обнаружили в Сети информационное приложение для Android, предположительно распространяемое террористической организацией ИГИЛ (её деятельность запрещена в РФ). Программа позволяет ознакомиться с последними террористическими новостями, послушать радио и нашиды (песнопение без аккомпанемента), перечитать Коран и познакомиться с житейскими псевдоисламскими советами на русском, чеченском и арабском языках. Как подсчитал Лайф, ИГИЛ тратит около 1,5 миллиарда рублей в год на развитие пропагандистской сети в Интернете. 

Теракты в материалах преподносятся как завоевания, мусульманские ценности искажаются с террористическим уклоном. В программе есть как тексты, так и видео, аудиофайлы и инфографика. Кроме того, можно отбирать новости по принадлежности к отделениям ИГИЛ (например, "вилоят Кавказ", "вилоят Синай" и т.д.).

Мы ознакомились с контентом этой программы, но не упоминаем название приложения, не приводим примеров заголовков, так как наша цель — борьба с экстремизмом, а не его пропаганда.

По мнению директора Фонда исследований проблем демократии Максима Григорьева, за работой ресурса может стоять целая редакция, обобщающая информацию нескольких террористических информагентств и пресс-служб вилоятов.

"Контент для приложения может обрабатывать небольшая редакция, порядка десяти человек. Думаю, это обходится в сумму от 1 до 2 миллиона долларов в год. Конечно, если работа делается качественно, приложение обновляется, есть офис. На коленках, кое-как можно уложиться и в 240 тысяч долларов в год".

Но рупор террористов сделан явно не на коленках. Качественная графика, удобный интерфейс, постоянные оперативные обновления и прочие атрибуты лучших приложений ведущих ИА. Только вот контент незаконный.

Стоимость же работы четырёх информагентств (именно о стольких говорится  в материалах приложения) и пресс-служб 37 вилоятов может составлять суммарно порядка 15 миллионов долларов. Соответственно, вместе с работой информаторов стоимость приложения может составлять до 16 миллионов долларов.

Григорьев уже сообщил о находке в Генпрокуртауру и Роскомнадзор, попросив пресечь его работу.

— По сравнению с другими методами террористической пропаганды, функционирование данной программы представляет значительную опасность как в силу простоты использования, так и в силу потенциальной возможности экстренно мобилизовать пособников террористов, — говорит Григорьев. — Попытки ИГИЛ мобилизовать различные группы с помощью данной программы были нами выявлены ранее в контексте ряда событий в некоторых регионах Кавказа.

Приложение нельзя скачать в официальном Play Market — для установки необходимо скачать установочный файл в Сети, а уже затем загрузить его на планшет или смартфон. Однако судя по всему, программа распространяется уже довольно давно — сейчас доступна для скачивания уже версия 2.4.

По словам первого вице-президента Российского фонда мира Елены Суторминой, можно говорить о работе целой пропагандистской медиафабрики ИГИЛ. Она производит фильмы, ролики и даже журналы.

— Выходит порядка 20—30 роликов в месяц на русском языке, разной продолжительности — от минуты до 10. Средний ролик на 5—6 минут стоит около 10 тысяч долларов, — оценила Сутормина.

Кроме того, в ходу у террористических пропагандистов короткие фильмы по 15—20 минут.

— Они документально-художественные, стоимостью до 1 миллиона долларов. Сейчас они выходят по одному примерно раз в три месяца. Раньше были почаще. Видимо, ИГИЛ, всё-таки, несёт финансовые потери, а деньги в первую очередь тратят на содержание армии, — рассуждает Сутормина.

Кроме того, по её словам, в ходу у ИГИЛ и ежемесячные журналы. Но они встречаются нечасто, и судить о тираже и стоимости их производства проблематично.

Наличие роликов, фильмов и журналов фиксирует также и Фонд исследования проблем демократии. Как говорится в письме его директора в Генпрокуратуру, с конца 2015 года специалисты обнаружили более 500 фильмов и роликов, более 200 единиц журналов и материалов инфографики, а также более 200 единиц текстов и аудиороликов.

Основываясь на данных Суторминой, можно предположить, что на ролики и фильмы террористы тратят порядка 7 миллионов долларов ежегодно. Вместе с работой приложения бюджет на информирование россиян об ИГИЛ составляет, как минимум 23 миллиона долларов в год (порядка 1,5 миллиарда рублей).

Теги:
экономика, игил, даиш, медиа, сми, деньги, эксклюзивы, гаджеты

Другие новости