Статья:
1 июля, 2016 08:00
19

Шум нынче дорог. Бюджет пополнят рейсеры на «тазах»

В Cовете по правам человека (СПЧ) при президенте РФ разработали способ не только увеличить продолжительность жизни россиян, но и существенно пополнить гоcударственную казну.

Правозащитники предлагают инициировать 10-кратное увеличение штрафов за превышение автомобилем допустимого уровня шумности — с 500 до 5 тысяч рублей. Сейчас по ГОСТу этот показатель равен 96±5 дБ. Чтобы обеспечить лучшую, чем сейчас собираемость штрафов, СПЧ предлагает также обеспечить сотрудников ГИБДД достаточным количеством специализированных устройств. Ведь без показателей шумомера (прибор для измерения уровня звука) доказать то, что транспортное средство превысило допустимые нормы, практически невозможно.

Сколько денег в бюджет могут "нашуметь" автомобили

Проблема нарушения "режима тишины" традиционно обостряется летом, когда на улицах появляются мотоциклисты и стритрейсеры. "Шарма" ситуации добавляет и то, что люди в тёплое время года открывают окна и двери на балконы. Из-за этого звуки легче проникают в квартиры. Это влечёт за собой не просто дискомфорт, но зачастую и нарушения сна, которые очень опасны для здоровья.

В письме секретаря СПЧ Яны Лантратовой (есть у Лайфа) главе МВД Владимиру Колокольцеву говорится, что из-за повышенного шума, возникающего при эксплуатации автотранспорта, продолжительность человеческой жизни снижается в среднем примерно на 10 лет.

Во всём мире проблему уже решают. Так, около 5 тыс. в переводе на рубли составляет штраф за "лишний" шум в странах ЕС, в Китае — до 5 тыс. юаней ($625 или 40 тыс. рублей).

Помимо спорткаров и спортбайков в "зону риска" по шумности попадает и так называемый автохлам — старые автомобили. Их в распоряжении граждан более чем достаточно. К примеру, речь идёт о всей "классике" ВАЗа. По мнению правозащитников, придётся докупить шумомеров — как минимум по сотне штук в каждый регион (усреднённо), на что потребуется около 25,5 млн рублей — при средней стоимости 3 тыс. рублей за прибор.

В руководстве ГИБДД Лайфу ответили, что по этому нарушению могут выписывать примерно столько же штрафов, сколько за тонировку. Сейчас из-за того, что штраф небольшой и шумомеров очень мало, на эту статью почти не обращают внимания.

По статистике ГИБДД за 2015 год, за тонировку выписывали 778 тыс. штрафов за полугодие, т. е. порядка 1,5 млн за год. При нынешней собираемости штрафов в 70% (такая была по результатам 2015-го) это принесёт в бюджет 5,25 млрд рублей за год. Источник в МВД сообщил Лайфу, что инициатива будет рассмотрена.

А сколько "нашумят" в итоге?

Между тем опрошенные Лайфом эксперты сомневаются, что предложение принесёт ожидаемые результаты.

— С помощью штрафов и наказания ни одну проблему решить невозможно. Предложение ничего не даст, кроме роста коррупции, — сказал Лайфу Виктор Похмелкин, глава движения автомобилистов России.

По его мнению, решать проблему надо иначе — выявлять "шумные" автомобили по техническим параметрам и запрещать их эксплуатацию.

"Тем самым мы заставим людей использовать авто без повышенной шумности. Если ты ездишь на нём и подпал под закон, тогда уже можешь и должен нести ответственность. Очень много автохлама ездит по дорогам. Такие авто опасны и для окружающей среды, и для водителей, и для других людей. Самые шумные машины — это старьё и спортивные машины. Формально штрафы можно поднять, но это ничего не даст. Надо классифицировать автомобили и постепенно вытеснять старые, а также обеспечивать шумоизоляцию домов"

С ним соглашается координатор общества "Синие ведёрки" Пётр Шкуматов.

— Сделайте штраф хоть 50 тыс. рублей, уровень шума вы не снизите, — говорит он. — У нас очень много мотоциклов, которые импортируются в страну и уже имеют разрешённый уровень шума около 96 дБ. Может, нам надо техрегламенты подправить? Та же самая история с авто. Человек, который устанавливает глушитель на машину, надеется на то, что сертификат, выданный госорганами, гарантирует ему, что его техустройство полностью соответствует требованиям законодательства. У нас нет чёткой процедуры измерения шума. Она предполагает помещение автомобиля в гараж. На улице невозможно измерить уровень без погрешности. Гарантии, что шумомер установил правильный уровень шума, нет никакой. Кто будет контролировать уровень шума? Гаишники? Их сократили в два раза. Много вопросов к инициативе, а ответов на них нет, — сказал Лайфу Пётр Шкуматов. 

Руководитель Комиссии по организации общественной экспертизы проектов нормативных правовых актов Владислав Гриб, являющийся членом общественного совета МВД, порадовался за инициативу СПЧ и в то же время выразил серьёзные сомнения по поводу её реализации.

— Можно поймать и стритрейсера, и мотоциклиста. Но мы должны подумать о том населении, которое ездит на старых советских автомобилях. У нас начнут штрафовать тех, кого легче всего штрафовать. Тех, у кого реально автомобили не роскошь, а средство передвижения. Для некоторых людей 5 тыс. рублей штрафа — это колоссальные деньги. Многие из старых автомобилей просто невозможно перестроить. Человек завёл такой автомобиль, и с него взяли штраф. Завтра снова можно взять. Конфискационная мера получается. За рубежом эта мера действует против тех, кто умышленно нарушает. С другой стороны, возможно, имеет смысл не выдавать свидетельство о техосмотре.

Теги:
экономика, спч, мвд, шум, стритрейсеры, бюджет, эксклюзивы

Другие новости