Статья:
5 июля, 2016 09:30
25

Дороги из пластика и мусора могут построить индийцы, голландцы или "армейцы"

Дороги из пластмассы. Речь не про детский конструктор Lego. Подобные проекты с успехом реализованы в Индии и Нидерландах. Настала ли очередь России? Ещё в апреле депутат Госдумы от ЛДПР Александр Старовойтов решил, что да. И отправил соответствующий запрос в Росавтодор. Лайф связался с ведомством и выяснил, как продвигается дело, и кто поборется за право проложить пластмассовые дороги по самой большой стране мира.

Реальное продолжение "пластиковых" идей

Депутат Старовойтов не просто любитель инноваций. Ему по статусу положено искать пути решение одной из двух исконных русских проблем. Всё-таки зампред комитета Госдумы по транспорту, как-никак. В разговоре с Лайфом парламентарий сказал, что один из главных плюсов голландского проекта это то, что "полотно будет сделано из материала, созданного из пластиковых отходов, добавленных в состав асфальта. Это улучшит качество дороги и сократит выбросы в атмосферу углекислого газа".

Инициатива была отправлена в Росавтодор ещё в апреле. В ведомстве Лайфу заявили, что с предложенным Старовойтовым к рассмотрению проектом уже ознакомились и сочли его интересным. Но, с кое-какими поправками.

— В Росавтодоре  считают заслуживающей внимания идею технологии строительства дорог из пластика. Но мы предпочли бы говорить о пешеходных дорожках и тротуарах. Проект может быть реализован. Правда, конкретно оценить преимущества использования строительных материалов из переработанных пластиковых бытовых изделий можно только на основании определённого объёма исследовательских и опытно-конструкторских работ, сообщили Лайфу в ведомстве.

Одни плюсы?

Проект, рассмотренный Росавтодором, принадлежит перу инженеров голландской компании VolkerWessels. Он носит незамысловатое для любого англоговорящего человека название PlasticRoad (в переводе на русский – "Пластиковые дороги").

В VolkerWessels Лайфу сообщили, что при строительстве дорог предлагается использовать отдельные полые блоки, отлитые из переработанных пластиковых отходов. Такая схема должна гарантировать практически идеальное качество покрытия, а при необходимости блок можно с лёгкостью заменить на новую "запчасть". 

Дорогу вполне реально построить за недели, а не за месяцы, как её асфальтового "собрата". И служить она будет в три раза дольше. Кроме того, по мнению голландцев, важным аргументом в пользу строительства является снижение выбросов углекислого газа в атмосферу во время строительства и утилизация пластикового мусора.

Ежегодно в атмосферу во всём мире "улетает" около 1,6 м т СО2 — что составляет 2% от всех транспортных выбросов. Пока голландский проект так и остался на бумаге, и от Росавтодора производители не дождались конкретики. Но разработчик технологии не теряет надежды реализовать его в течение пары лет в Роттердаме, добавили в разговоре с Лайфом в VolkerWessels. В этой связи в компании не смогли назвать себестоимость строительства такого дорожного покрытия. Но опрошенные Лайфом эксперты сошлись в том, что стоимость прокладки одного километра полотна с применением "пластиковой технологии" будет от 3 до 5% дороже "классического" варианта.

Фото: © РИА Новости/Игорь Агеенко

По мнению специалистов Росавтодора, необходима также специальная нормативно-правовая база, позволяющая использовать переработанный пластик в дорожном строительстве, разработка которой также невозможна без результатов испытаний в российских условиях.

Член Общественной палаты Московской области, заместитель руководителя экспертного центра Рrobok.net Андрей Мухортиков также считает, что идея голландцев заслуживает самого пристального внимания:

— Конечно, прежде всего необходимо обеспечить устойчивость такого покрытия к перепадам температур, хороший коэффициент сцепления с шинами, прочность и долговечность, — говорит эксперт. — И если по этим показателям удастся приблизиться или превзойти результаты асфальта, применение пластикового покрытия не только улучшит характеристики дорог и удешевит их, но ещё и решит проблему вторичной переработки огромных объёмов пластика, накопленных человечеством.

Армия нам поможет

Как выяснил Лайф, Росавтодор рассматривает не только голландский проект. Выбрать есть из чего, ведь подобные технологии уже применяются во многих странах мира. В частности, в Индии.

Первая "пластиковая" дорога Jambulingam Street, построенная в 2002 году, уже успела стать местной легендой, без особых разрушений пережив бессчётное количество наводнений, несколько муссонов, постоянное тепловое воздействие и непрерывный поток автомобилей, грузовиков и авторикш. Патент на технологию строительства такой дороги в 2006 году получил Thiagarajar College of Engineering. Как стало известно Лайфу, компания уже направила предложение в Росавтодор.

В Канаде пластиковые отходы перерабатывают в воскообразное вещество, которым в последствии заливают дорогу вместе с асфальтовой смесью. Плотность  и долговечность подобного "воскового" асфальта ничем не уступает обычному. Стоимость производства такого дорожного покрытия не отличается от стоимости производства обычного асфальтового покрытия. Патент на технологию принадлежит компании GreenMantra, получившей в 2013 году от правительства Канады инвестиции в размере $750 тыс. на развитие новой технологии.

В России придумали делать временные дороги из полимерных материалов. Пока технология, разработанная ГК "Рускомпозит", востребована армией РФ. Но, как рассказали Лайфу в компании, они могут "подогнать" её под гражданские нужды.

— Это аналог дорожных плит, которые чаще привыкли производить из железобетона, только из полимерных композитов, — сказала Лайфу пресс-секретарь "Рускомпозита" Наталья Некрасова. — Из-за особенностей материалов и строения мобильные дорожные покрытия легче железобетонных почти в пять раз, обладают положительной плавучестью и могут использоваться при строительстве временных дорог даже на болотной местности. Один километр временной дороги из таких композитных плит можно проложить за 24 — 36 часов. При этом сами мобильные дорожные покрытия могут быть использованы многократно: после завершения работ или проезда техники массой до 80 тонн по одному участку, временная дорога может быть демонтирована и перенесена на другой участок.

В Росавтодоре  проект "Рускомпозита" также был рассмотрен. Как нам сообщили в компании, у них есть достаточно возможностей для воплощения в жизнь не только своего, но и иностранных проектов. Причём с учётом российских погодных реалий. Однако планируемый бюджет в "Рускомпозите" назвать отказались.

Такие дороги широко применяются при строительстве газо- и нефтепроводов в зонах бездорожья, тайге, тундре и лесотундре, в зоне вечной мерзлоты и на болотах. Там, в отсутствии постоянно действующих дорог с твёрдым покрытием, их применение рационально и оправдано.

 

Теги:
экономика, дороги, строительство, инновации, росавтодор

Другие новости