Статья:
14 июля, 2016 09:00
26

Минтрансу не разрешили снести жилые дома рядом с аэропортами

Совет при президенте не поддержал проект о сносе возведенных вблизи аэропортов домов, разработанный ведомством.

Документ направлен на борьбу с застройкой вблизи аэропортов, что, по мнению специалистов Минтранса, негативно отражается на безопасности полётов и здоровье граждан.

В пояснениях к проекту сказано, что в радиусе 5 км от центра аэропорта можно строить только нежилые здания. В этой зоне шум самолетов составляет вредные для здоровья 75 децибел. А строительство в пределах 30 км требуется согласовывать с руководством аэропортов. Но на практике девелоперы возводят объекты без подобных консультаций.

Согласно данным, предоставленным Лайфу Центром экологической безопасности гражданской авиации, около 200 коттеджных поселков и жилых комплексов находятся в "красной зоне" Внуково. А в аэропорту Саратова жилые дома возведены возле локатора, от которого граждане получают негативное излучение. По оценкам независимых специалистов, в случае принятия закона он может затронуть более миллиона россиян. 

Страдает и безопасность полетов. В частности, из-за высоких крыш жилых домов самолеты вынуждены менять траекторию посадки. В 2011 году был и вовсе закрыт аэропорт Быково. Причина проста - в конце его взлётно-посадочной полосы стояла жилая многоэтажка.

Активная застройка вблизи аэропортов обусловлена тем, что земля здесь банально дешевле. Например, в Остафьеве, где от забора частного участка до аэродрома всего 15 метров, шесть соток можно купить за 4,5 млн. рублей. В расположенной в большей удалённости от аэропорта деревни цена идентичных по размеру владений в два раза дороже.

Проект Минтранса обязывает местные власти по директиве из федерального центра сносить уже возведённые вблизи аэропортов постройки. Делать это местные чиновники должны будут за свой счёт, если в течение полугода этого не сделает сам застройщик.

К разработке документа Минтранс приступил после совещания у вице-премьера Дмитрия Козака в апреле 2016 года. А 1 июня проект закона был направлен на экспертизу в Совет при президенте по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства.

В своем заключении, имеющемся в распоряжении Лайфа, орган не только указал на ряд его недоработок, но и в целом не поддержал предлагаемую концепцию.

В заключении сказано, что авторами не проведено никаких исследований относительно масштабов предполагаемого сноса. Более того, отмечает Совет, совершенно не ясно, как будет реализовано переселение граждан из опасных для жизни территорий. Ведь речь может идти о сносе их единственного жилья.

"Проект не содержит никаких механизмов, которые могли бы обеспечить достижение указанной цели переселения. В сущности, речь может идти только о выселении граждан. Таким образом, вместо решения жилищной проблемы, проект, напротив, создает механизм для её усугубления"

Таким образом, заключает Совет, принципиальная неясность масштабов предполагаемого сноса ставит под угрозу социальную стабильность в стране.

Юрист практики разрешения споров АБ "Адвокат Про" Павел Смагин отметил, что ранее Высший арбитражный суд в Информационном письме № 143 разъяснял, что при выдаче разрешения на строительство местные власти обязаны проверить соблюдение требований Воздушного кодекса в части безопасности полетов, а также недопущения угрозы жизни и здоровья граждан.

- При нарушении таких требований, несмотря на наличие разрешения на строительство, объект недвижимости подлежит сносу. Застройщик же в указанной ситуации вправе требовать возмещения вреда, в том числе, расходов по строительству и сносу спорного объекта с органа, выдавшего разрешение, а, по сути - с казны государства. Предложенная Министерством транспорта редакция поправок в этой части ничего не меняет, лишь предусматривая новый порядок сноса - внесудебный. На практике такая ситуация повлечет волну исков жителей к застройщику, который в свою очередь будет возмещать свои потери за счёт бюджета, - говорит Смагин.

Адвокат бюро "Деловой фарватер" Антон Соничев считает, что решение одной проблемы не должно создавать новые проблемы: 

- Снос построек вблизи аэропортов может повысить безопасность полетов, но если речь о жилых домах и не продуман механизм расселения людей из этих домов и предоставление им жилья за счет государства, то большое количество людей может просто оказаться на улице, что серьезно нарушит их права.

Теги:
аэропорты, самовольныепостройки, безопасность, бизнес, недвижимость, минстрой, эксклюзивы

Другие новости