Статья:
1 августа, 2016 09:26
23

Гедонизм по-русски: три бизнесмена, придумавшие новые развлечения горожан

Российские потребители готовились сделать развлечения главной статьей экономии. Но вместо этого урезали траты на продукты питания

Прошлой весной россияне готовились из-за кризиса экономить на эмоциях и новых впечатлениях: 37% говорили о планах урезать расходы на развлечения. Эта категория расходов была главной статьей запланированной экономии, немного опережая путешествия. Пища материальная для россиян выглядела намного важнее: сокращать затраты на еду рассчитывали только 15%. На деле же еда оказалась для потребителей гораздо более значимой статьей экономии: на ней экономят 43%. А на путешествия и развлечения сократил расходы только каждый пятый. Даже на рестораны урезание трат оказалось намного меньше заявленного: только 8% против «обещанных» 21% (все данные — «Ромир», всероссийский опрос 1500 человек проводился в марте 2015 и 2016 годов).

Раз развлечения для российских потребителей важны, несмотря ни на что, — значит, есть те, кому удается на этом заработать.

РБК выбрал троих героев, которые придумали новые возможности потратить время и деньги для представителей среднего класса. Бизнесмен Дмитрий Анисимов не нашел организатора для новогоднего корпоратива — и организовал его сам. Из этого родился его новый бизнес — вечеринки, где учиться рисовать можно за бокалом вина. Продюсер Федор Елютин увидел на заграничном театральном фестивале авангардную пьесу и решил привезти ее в Москву — так родился Remote Moscow, а теперь и второй театральный проект бизнесмена — «Твоя игра». Наконец, Валерий Баликоев с партнером построил крупнейший крытый стрелковый комплекс в мире — «из любви к этому виду спорта», но все же с надеждой заработать. Инвестиции еще не окупились, но проект уже рентабелен.

">

Талант не пропьешь

Восемь часов вечера, Red Café на Cадовой-Кудринской улице в Москве. Около 20 молодых людей, в основном девушек, в ярких фартуках рисуют на мольбертах картину под названием «Осень. Хорошо». Картина несложная в исполнении: дерево с облетающими листьями на фоне из зеркально нанесенных полосок желтого, розового и фиолетового цветов. У кого-то получается сразу, кому-то требуется совет ведущей, профессионального художника. Многие участники признаются ведущей, что не рисовали со школы. Заканчивается мероприятие фотосъемкой и танцами с картинами — нужно, чтобы краска подсохла. Посетители — типичные офисные работники, которые собрались весело провести время.

">

Обучение искусству петербургский предприниматель Дмитрий Анисимов превратил в модное шоу на один вечер. Арт-вечеринки в Москве и Санкт-Петербурге принесли ему в июне 2016 года около 3 млн руб. выручки.

Выпускник факультета информационных и управляющих систем Балтийского университета Дмитрий Анисимов работал в Альфа-банке и Biglion, был эксклюзивным дистрибьютором зонтов фирмы Blunt. А в последние годы пытался развивать сервис по уборке квартир GetTidy — онлайн-агрегатор клининговых услуг, но успеха так и не достиг — бизнес балансировал на грани рентабельности. Перед новым 2015 годом Дмитрий решил провести для своих сотрудников нестандартный корпоратив: «Мы решили, что каждый напишет картину». Но найти подходящие краски, мольберты и ведущего Анисимов тогда не смог.

Офис GetTidy находится в Kokon Space — творческом кластере, где часто проходят разные мастер-классы, иногда люди рисуют с преподавателями. Анисимов решил, что арт-вечеринки, если их правильно организовать, могли бы быть востребованы.

На подготовку и запуск нового проекта ушло полгода и 1 млн руб., заработанный на продаже зонтов. «Я скупил образцы всей акриловой краски, которая продается в России, наносил ее на мебель, на пол, на одежду, стирал, — вспоминает Анисимов. — Я понимал, что работать будем в ресторанах и барах, поэтому краска должна отмываться». В итоге краска с нужными свойствами нашлась только в США, где он ее заказывает до сих пор. Складываемые настольные мольберты, ткань для фартуков и покрытия столов, холсты на деревянных подрамниках покупают в Китае.

Бизнесмен сразу решил, что его вечеринки — это не мастер-классы, поэтому в качестве ведущих нужны были не просто художники-педагоги, а аниматоры с художественным образованием. Их Анисимов искал в соцсетях. После 50 собеседований выбрали двух художниц-ведущих. Дмитрий придумал и написал для них подробный сценарий-скрипт: что говорить, когда шутить. Помог опыт составления таких скриптов для уборщиц.

Первая вечеринка Painty состоялась 7 августа 2015 года в Kokon Space. Она была бесплатной — позвали 30 друзей, коллег, блогеров, лидеров мнений. Вторая, уже платная, прошла в баре «Монополь», расположенном по соседству. «Организаторы провели у нас две вечеринки, нам они понравились своим новым и заманчивым форматом. Гости на мероприятии — интересные, молодые, красивые, платежеспособные, заинтересованные в винной культуре люди — в общем, аудитория наша. Не могу сказать, что заказы были многочисленными — в пределах 10 тыс. руб., но происходило все это не в рейтинговое время», — говорит Филипп Сотничук, директор по связям с общественностью «Ладога Дистрибьюшен» (управляет сетью маркет-баров и ресторанов «Монополь»). Бизнес-модель Painty простая: кафе предоставляет помещение и зарабатывает на выпивке, а Painty — на билетах (2 тыс. руб. — в Санкт-Петербурге, 2,5 тыс. руб. — в Москве, в цену входит все для рисования и готовая картина).

«Когда ты рисуешь, то одна рука свободна, можно заказать бокал чего-нибудь, напитки позволяют раскрыться человеку в творческом плане, это расслабляет, раскрепощает. У нас же вечеринка, люди веселятся, а напитки — это атрибут вечеринки», — рассуждает Анисимов. Вскоре ему удалось договориться об организации вечеринок с заведениями Ginza Project, рестораном «Невесомость» и др.

Первое время спрос был низким, но наступил декабрь — время корпоративов. Painty провела их для сотрудников Сбербанка, компаний EY, Vileda и Active Group Realty. Продажами занимался сам Дмитрий — обзванивал компании. «Все сотрудники радовались словно дети, а у меня до сих пор картина, которую я тогда нарисовал, висит в офисе», — говорит генеральный директор Active Group Realty Яков Волков. Сегодня такие мероприятия приносят 20–30% оборота компании: кроме корпоративных заказчиков есть и частные, которые празднуют, например, дни рождения.

В марте 2016 года к Анисимову обратились представители «Галереи» — крупного торгового комплекса в центре Санкт-Петербурга. Они придумали маркетинговую акцию: любой посетитель «Галереи» мог купить в магазине товаров на 5 тыс. руб. и получить бесплатно билет на арт-вечеринку. «Нас тогда увидели десятки тысяч человек, это был интересный опыт», — вспоминает Дмитрий.

«Уже лет семь в различных клубах, кафе и антикафе устраиваются вечеринки в формате «своими руками». Хозяева и промоутеры постоянно изобретают способы заинтересовать жителей мегаполисов. Например, в Москве проходили проекты «Читаем стихи и едим», «Вяжем за чашкой кофе», «Глина, керамика, салат», «Общий борщ», «Коктейли и красноречие» и куча подобных. Кому-то удается закрепиться на рынке, кто-то быстро уходит, — говорит владелец event-холдинга «КнязевЪ» Сергей Князев. — Перспективен ли проект Painty? Все зависит от личности художника. Если он харизматичен, умеет общаться с аудиторией и организовать процесс увлекательно, люди будут ходить и рисовать. Если же он скучен, очень быстро народу надоест». Постоянных клиентов у Painty нет, признается Анисимов, — все время приходится искать новых участников.

Сейчас в базе у Painty более 100 картин. Клиенты стартапа отдают предпочтение современным пейзажам и изображениям животных. Названия картин Анисимов придумывает сам: «Первую картину я назвал «Осень. Хорошо». Никто не понимает, почему она так называется, но у меня была идея, что ты выпил и тебе так: «Осень! Хорошо…»

Театр для одного

«Сколько ни говори о дольке лимона, понять, насколько она кислая, можно только надкусив. С моими проектами то же самое — надо пробовать», — говорит Федор Елютин, основатель театрализованных проектов Remote Moscow и «Твоя игра». Оба основаны на тайне — зритель превращается в главного актера, но никогда не знает, какую роль ему придется сыграть. Первый сезон Remote Moscow уже принес ему около 24 млн руб. выручки, а запустившаяся в конце июня «Твоя игра» обещает выручить 7,5 млн руб. за два месяца работы в столице.

">

Remote Moscow — это спектакль-путешествие по Москве для группы из 50 человек. Действо начинается на Миусском кладбище, а завершается на крыше ЦУМа. Прогулка по городу превращается в театральную постановку, сценарий которой звучит в наушниках каждого участника. Все игроки слышат одни и те же команды — например, в метро они должны изобразить балетное па, а на баскетбольной площадке — забить мяч в кольцо. То, что происходит при этом на улицах города, становится декорацией спектакля, а прохожие невольно превращаются в актеров второго плана.

Remote родом из Германии — формат придумали и воплотили режиссеры немецкого документального театра Rimini Protokoll Штефан Кэги, Хельгард Хауг и Даниэль Ветцель. В Москву проект привез Федор Елютин — выпускник РАНХиГС и Школы театрального лидера при Центре им. Вс. Мейерхольда. В 2009 году Елютин спродюсировал хип-хоп оперу «Копы в огне». Идею Remote он подсмотрел на одном из фестивалей в Авиньоне. Авторы проекта согласились продать Елютину лицензию на работу в Москве и помочь с адаптацией Remote для российской столицы. К тому времени Remote уже запустился в 17 городах Европы и Санкт-Петербурге (тоже по лицензии). В Петербург идею Remote летом 2014 года привез художественный руководитель Большого драматического театра им. Г.А. Товстоногова Андрей Могучий. Побывав, как и Елютин, на фестивале в Авиньоне, он решил поставить спектакль-путешествие в России. По словам руководителя Remote в Петербурге Даниила Пиктурного, проект уже третий сезон пользуется большой популярностью и будет работать в Северной столице до тех пор, пока не истечет срок действия лицензии — то есть до 2018 года.

Бюджет на запуск московского Remote составил $100 тыс., бóльшая часть из которых ушла на оплату лицензии, гонораров и перелета немецкой команды. Деньги на старт Елютин получил в виде грантов от швейцарского совета по культуре «Про Гельвеция», Гете-института и департамента культуры Москвы (в рамках проекта «Открытая сцена»). Первые два фонда поддержали проект как возможность продвижения национальной культуры в России: Remote родом из Германии, а один из основателей Rimini Protokoll, Штефан Кеги, — швейцарец.

Первая экскурсия Remote Moscow состоялась 30 мая 2015 года. Участниками стали друзья Елютина — в основном актеры и деятели культуры, всего 50 человек. По словам Елютина, рекламы проекту не потребовалось. «Людям нравилось, они рассказывали о проекте друзьям, делились фото в «Инстаграме» — мы никого ни о чем не просили, волна поднялась сама собой и до сих пор обеспечивает нас полными группами на каждый сеанс», — говорит Елютин. Сарафанное радио для Remote до сих пор остается основным каналом продвижения. «В ходе таких спектаклей человек переживает катарсис — а это основная задача театра. Этим впечатлением он делится с близкими, которые спешат пережить то же самое», — объясняет волну популярности проекта преподаватель МГПУ и эксперт в области новых театральных форм Ирины Мурзак. Платную рекламу организаторы размещают только в социальных сетях: именно там обитает их целевая аудитория — в основном интеллектуальная молодежь и молодые семьи с детьми. По оценкам арт-директора шоу-пространства «Ленинград Центр» Феликса Михайлова, только в Москве проект может рассчитывать на аудиторию минимум в 1 млн человек. «Помимо местных жителей это туристы, поэтому организаторам стоит подумать о переводах. Особенно на китайский», — советует Михайлов.

Сейчас экскурсии проводятся каждый день, кроме понедельника, — по шесть сеансов на английском и русском языках за день. Билет стоит от 1 до 1,6 тыс. руб. Кроме частных сеансов Елютин проводит корпоративные экскурсии (за прошлый год организовано около таких 20 спектаклей), стоимость которых доходит до 200 тыс. руб. «Корпоративный досуг и тим-билдинги — это огромная ниша, на которую мы очень рассчитываем. Люди уже позанимались вместе спортом, сходили в театр, выехали на барбекю — им нужно что-то свежее», — говорит представитель Remote Moscow Евгения Петровская. Среди корпоративных клиентов Remote — Сбербанк, ЦУМ и «Михайлов и Партнеры». По расчетам РБК, за 2015 год Remote Moscow выручил 24 млн руб.

За год работы Елютин обзавелся пулом партнеров. Так, этим летом посетители Remote Moscow будут ходить по городу в наушниках от Sony, а аппаратура будет перемещаться на автомобилях Lexus. С ними Remote работает на условиях нефинансового партнерства — размещает информацию о спонсорах на сайте и страницах в соцсетях. В штате проекта около 15 человек — продюсеры, администраторы, гиды. Основную часть расходов составляют зарплатный фонд, аренда небольшого (20 кв. м) офиса на Китай-городе и реклама в соцсетях.

Московская версия Remote стала самой популярной за всю историю проекта — за сезон-2015 сыграно 200 спектаклей, летом 2016 года пройдет еще 400 театрализованных экскурсий. Сценарий спектакля всегда одинаков, и стать участником Remote можно, по сути, только один раз. Поэтому век проекта недолог, считает Мурзак. «Remote можно сравнить со знаменитой пьесой «4’33» (сочинение американского композитора Джона Кейджа, которое представляет собой 4 минуты 33 секунды тишины. — РБК), которая произвела фурор среди зрителей. Но ни один здравомыслящий человек не будет переслушивать ее по нескольку раз», — говорит Мурзак. Сами организаторы не отрицают конечности проекта. Поэтому в следующем году Елютин планирует отыграть последний сезон Remote и переключиться на новые театральные проекты.

В конце июня Елютин запустил новый театрализованный проект под названием «Твоя игра». На этот раз загадок еще больше: участник перформанса заходит в темную комнату и становится единственным зрителем и главным героем спектакля. В отличие от Remote в «Твоей игре» задействованы профессиональные актеры, которые подписывают бумагу о неразглашении того, что происходит в «тайной комнате». За красной кулисой «Твоей игры» скрывается своеобразный лабиринт, в котором, не пересекаясь друг с другом, могут находиться несколько участников. Таким образом, за час через кулисы проходят 5–6 человек (для каждого сеанс длится 30 минут). Цена участия — 1,5 тыс. руб.

Новый проект тоже работает по лицензии. Впервые со спектаклем для одного человека Game of You Елютин столкнулся на фестивале в Эдинбурге. «Когда я вышел из зала, был так впечатлен, что решил непременно привезти эту штуку в Москву», — вспоминает Елютин. После года переписки с авторами идеи бельгийской командой Ontroerend Goed он договорился о покупке прав. На старт предприниматель потратил около $100 тыс. собственных средств, полученных от работы Remote Moscow.

«Твоя Игра» расположилась на четвертом этаже универмага «Цветной» и работает каждый день, кроме понедельника. По словам Елютина, помещение «Цветной» предоставляет бесплатно, взамен на информационную поддержку. Количество билетов на «Твою игру» ограниченно — Елютин планирует провести 5 тыс. спектаклей в Москве и начать гастрольный тур по стране. Пока в планах привезти спектакль в Санкт-Петербург, Екатеринбург, Краснодар и Ростов-на-Дону. Актеров для игры в спектакле отбирают сами бельгийцы, авторы Game of You, поэтому состав труппы на протяжении гастролей, скорее всего, останется неизменным.

Первый сеанс «Твоей игры» состоялся в «Цветном» 25 июня. Большая часть тех, кто купит билет на новый спектакль, уже знакомы с Remote, предполагают основатели. «Мы изначально ориентировались на уже привлеченную аудиторию — многие участники Remote хотели продолжения и спрашивали нас «что дальше?», — рассказывает Евгения Петровская. Рекламировать оба проекта организаторы планируют по-прежнему только в социальных сетях.

Жанр променад-театра, где во время представления зрители перемещаются по отношению к действию, не новость для России. «Среди отечественных постановок такого формата самые яркие примеры — это «Гамлет», который Ростовский молодежный театр играет уже почти 20 лет, и «Норманск» в Центре Мейерхольда — синтез мюзикла, квеста и компьютерной игры», — говорит руководитель проекта ArtNauka Николай Новоселов. Remote воплощает уже известную концепцию променад-спектакля, перемещая его на улицы города, а вот «Твоя игра» может претендовать на роль нового слова в современном театре, считает Феликс Михайлов из «Ленинград Центра». «Твоя игра» доводит оппозицию зритель-актер до логического финала — человек играет уже сам с собой. Это, безусловно, для нынешнего поколения что-то совершенно новое», — говорит он.

Отводя зрителю главную роль в спектакле, проекты, привезенные Елютиным, расширяют границы классического театра, согласна Ирина Мурзак. «В Remote и «Твоей игре» есть формальные признаки театра — сценарий написан, действие срежиссировано, в «Твоей игре» есть даже кулиса, за которой происходит действие. Их смело можно относить к продолжателям традиции постмодернистского театра», — рассуждает она. Основное препятствие для того, чтобы сделать такой вид искусства массовым, — неготовность широкой публики к экспериментам, считает Мурзак: «Оба проекта основаны на познании себя — через общение с городом или самим собой на театральной сцене. У нас как-то не принято заниматься самопознанием».

В планах Елютина и дальше искать такие «театральные жемчужины» на мировых фестивалях и дублировать их в России. «Сейчас я в поисках доброго самаритянина, который готов финансировать развитие новых форм искусства», — делится Федор.

Дикий Запад в Подмосковье

В практической стрельбе есть классификационное упражнение El Presidente: стрелок стоит спиной к трем мишеням на расстоянии 10 м, по сигналу поворачивается, выхватывает из кобуры пистолет и поражает каждую мишень двумя выстрелами. После этого перезаряжает оружие и снова посылает в каждую из мишеней по две пули. У опытных стрелков на все это уходит меньше четырех секунд.

">

Практическая стрельба — сравнительно новый для России вид спорта, пришедший из США, где его изначально использовали для подготовки бойцов спецподразделений и полицейских к применению оружия в реальной жизни. «Если вы занимаетесь стендовой стрельбой, вы просто стоите, спокойно целитесь, в жизни так не бывает», — рассказывает гендиректор «Объекта» Андрей Николаев.

Упражнения в практической стрельбе изображают бой в помещении, на улице, в транспорте. «Вы бегаете с оружием, мишени то появляются, то исчезают, вы приседаете, ложитесь, ползаете, прыгаете. Это настоящая мальчишеская игра, только в руках — настоящее оружие», — продолжает Николаев. «Разница с обычной стрельбой — как между двухмерным и трехмерным миром», — уверен Баликоев.

В 2011 году он с партнером Виталием Малининым купил землю на МКАД и построил крупнейший в мире крытый стрелковый комплекс — «Объект». «Это был такой стартап, который создавался с надеждой, что из этого может получиться приносящий прибыль бизнес, но больше из любви к этому виду спорта, — рассказывает Николаев. — Наверняка можно было найти более выгодные бизнесы, которые можно построить на такой территории — овощехранилище или автосалон, но цель была другая».

Основателям пришлось потратиться на строительство галереи, которая была спроектирована специально для занятий практической стрельбой и потребовала разработки «массы технических решений», и на подготовку инструкторов, которых в России просто не было. «Сейчас комплекс рентабелен», — уверяет он, но раскрывать финансовые показатели отказывается. Инвестиции в проект пока не окупились, признает он.

Николаеву нравится рассказывать, как взрослые, серьезные, успешные москвичи, приезжающие в комплекс, сразу превращаются в «недоигравших в детстве мальчишек». Большинство клиентов приходит не просто чтобы научиться стрелять, а именно с целью развлечься, уверен он.

«Есть фильмы о Джеймсе Бонде, о Диком Западе с Клинтом Иствудом, есть «Перевозчик» с Джейсоном Стэйтемом, есть фильмы о колумбийских наркобаронах, мы все их смотрели и хотели почувствовать себя в роли этих героев», — рассказывает Николаев. По его словам, нигде в России, кроме нашего клуба, нельзя пострелять из оружия, которое есть в «Объекте». В арсенале комплекса около 40 видов огнестрельного оружия — швейцарские Sphinx, австрийские Glock 34, итальянские Beretta и др.

Клиенты комплекса — в основном мужчины от 25 до 45 лет, среди них много бизнесменов, банкиров, есть федеральные министры и даже участники списка Forbes, говорит Николаев. «Стрельба — удовольствие недешевое, для среднего класса и выше, час занятия в комплексе стоит около 5 тыс. руб. Танцами заниматься дешевле, но в сезон — с сентября до апреля — к нам надо записываться за пять дней, все время с 8 утра до часу ночи залы заполнены», — говорит он. В «Объекте» все они становятся мальчишками, участвуют в соревнованиях, наряжаются в какие-то пончо и так далее. Женщин-стрелков пока немного — около 10–15% от всех посетителей. «Это такие прекрасные Лары Крофт, приезжают к нам на спортивных байках», — отмечает он. 

Другие новости