Статья:
8 августа, 2016 17:55
22

ФАС против Apple

Экономист Вадим Новиков – о том, почему сходство или единство цен – это не признак монополизированного или координированного рынка.

Новость о возбуждении антимонопольного дела в отношении Apple — это новость о начале судебного разбирательства. Практика такова, что коли ФАС возбудила дело, оно наверняка закончится решением о нарушении. Только для 20% компаний рассмотрение дела заканчивается благополучно.

По заявлению ФАС, поводом для разбирательства стало заявление гражданина о «совпадении» цен на iPhone 6s у основных его продавцов. В принципе, такое основание для проверки компании и возбуждения дела означает, что ФАС может прийти практически к любой компании.

Ведь, согласно известному в экономике «закону одной цены», сходство цен является неотъемлемым свойством любого рынка вне зависимости от монополизации, а на рынках с совершенной конкуренцией все продавцы продают товар по одной и тот же цене.

В общем, сходство или единство цен – это не признак монополизированного или координированного рынка. Это просто признак рынка как такового. И проверять компании на основе такого признака все равно, что подозревать кого-то в грабеже только лишь на основе наличия у него рук.

При этом саму возможность установления производителем рекомендованной цены перепродажи исключать нельзя. Это распространенная практика и она целесообразна на рынках вроде того, о котором идет речь. Для продажи дорогой техники со множеством неочевидных функций полезны – а иногда и просто нужны – консультанты в месте продажи.

Тонкость в том, что за эти консультации никто отдельно не платит — их можно оплатить лишь из стоимости товара. Если производитель установит цену перепродажи с учетом ожидаемых издержек на обслуживание, проблему можно считать решенной.

Однако если цена перепродажи не установлена, ритейлер уже не может заложить обслуживание в цену: бесплатно пообщавшись с консультантом, клиент покупает товар по более низкой цене у того, кто консультационных издержек не несет, а ритейлер с консультантом превращается в неоплачиваемый шоурум.

Это объяснение установления цен перепродажи известно экономистам с момента выхода в 1960 году широ коцитируемой статьи Лестера Телсера «За что производители любят справедливые цены». Однако оно до сих пор мало - а скорее вообще никак - не воспринято российской антимонопольной практикой.

Говоря же о конкуренции, не стоит забывать, что конкуренция может быть и по цене, и по качеству. И если конкуренция по цене исключена, стимулы для конкуренции не исчезают, а перемещаются в сторону качества.

Теги:
мнения, фас, apple, рынки

Другие новости