Статья:
10 августа, 2016 08:00
12

Роспотребнадзор признал "недооценённость" человеческой жизни по ОСАГО

Все знают, что человеческая жизнь бесценна. Но нравится это кому или нет, мы живём в мире материальном, где всему есть своя цена. Так, например, жизнь погибшего в ДТП водителя по ОСАГО "стоит" 500 тыс. рублей. В то время как за смерть пассажира маршрутки страховщики выплатят семье погибшего сумму в четыре раза большую. Как выяснил Лайф, с таким раскладом несогласны не только владельцы личного автотранспорта, но и специалисты Роспотребнадзора.

В своём отчёте, с которым ознакомился Лайф, ведомство прямо указывает на то, что "существует проблема недооценённости человеческой жизни по ОСАГО". Реалии таковы: автовладелец, пострадавший при столкновении его машины с вылетевшей на "встречку" маршруткой, получит компенсацию в четыре раза меньшую, чем пассажир такси, получивший аналогичные травмы.

Дело в том, что по ОСАГО жизнь человека застрахована на 500 тыс. рублей. Это значит, что семья погибшего в ДТП водителя получит компенсацию именно в таком размере.

Тогда как по другим видам страхования за погибшего положена выплата в размере 2 млн рублей. Например, по договору страхования ответственности перевозчика перед пассажирами. По нему семья погибшего в аварии пассажира любого вида общественного транспорта (автобуса, самолёта, поезда) получит 2 млн рублей.

В эту же сумму человеческая жизнь оценена и при страховании опасных объектов ― это не только атомные и гидростанции, но также эскалаторы и даже лифты в домах. В случае гибели гражданина при его использовании компенсация также будет в четыре раза больше, чем у автовладельца.

В 2 млн рублей оценена и жизнь пассажиров самолётов. Такая норма введена с 2008 года в рамках вступления России в ВТО. Расчёт "стоимости жизни" тогда проводил Минтранс. Как указывали в ведомстве, был учтён опыт других стран со схожим состоянием авиации.

Стоит отметить, что уже тогда встал вопрос об увеличении суммы выплат за погибших в ДТП и по ОСАГО. По автогражданке на тот момент компенсация составляла 160 тыс. рублей (с 1 апреля 2015 года увеличена до 500 тыс рублей).

Положение об унификации даже было отражено на бумаге ― в "Стратегии развития страхового рынка до 2013 года".

Тогда же всплыла совсем иная "брешь" ― это пассажиры общественного транспорта. Семьям погибших во время морских рейсов тогда полагалось лишь по 100 тыс. рублей, на ж/д транспорте ― и вовсе по 12 тыс. рублей. Для того чтобы сгладить такую неровность, выделялись средства из бюджета.

Так, при крушении "Невского экспресса" в 2009 году семьи погибших получили по 800 тыс. рублей. При этом по полмиллиона выделили РЖД, другую часть ― федеральный бюджет. В итоге с 2013 года на 2 млн рублей страхуется жизнь всех пассажиров в общественном транспорте. На такую же сумму вскоре стали страховать и жизнь граждан, пострадавших на опасных объектах.

Страховой рынок готов и по ОСАГО страховать жизнь человека на те же 2 млн рублей. Но игроки этого бизнеса предупреждают, что это приведёт к существенному росту стоимости полиса. Ведь частота страховых случаев по ОСАГО заметно выше, чем при других видах страхования.

― Если взять количество ДТП со смертельным исходом и рассчитать выплаты по ним в размере 2 млн вместо 0,5 млн, то очевидно, что рост тарифов будет значительным, ― говорит директор департамента андеррайтинга и управления продуктами страховой компании "Согласие" Дмитрий Кузнецов.

― К тому же, ― подметил президент Российского союза страховщиков Игорь Юргенс, ― ОСАГО ― это социальный вид страхования, и за него автомобилист платит из своего кармана (большинство покупателей услуги ― это граждане ,и лишь часть ― автопарки и корпорации), в отличие от того же страхования опасных объектов и перевозчиков, где плательщики ― юрлица. Регулятор, который устанавливает тарифообразование в ОСАГО, не может не учитывать этот фактор.

Тем не менее "стоимость" жизни человека даже на уровне 2 млн рублей всё же ниже, чем в европейских странах. Здесь лимиты по выплатам за ущерб жизни и здоровью составляют от 5 млн до 70 млн евро. В отдельных странах такого ограничения и вовсе нет. И если в результате ДТП человек получает инвалидность, он вправе рассчитывать на пожизненную компенсацию от страховой компании. Такие принципы действуют, в частности, в Великобритании, Франции, Финляндии.

При этом средняя стоимость полиса в Европе составляет 700–1500 евро (около 50–108 тыс. рублей по текущему курсу). В России по итогам первого полугодия 2016 года средняя стоимость полиса составила 5,9 тыс. рублей.

Теги:
бизнес, осаго, жизнь, страхование, эксклюзивы

Другие новости