Статья:
15 августа, 2016 08:00
13

Для ВДВ в Крыму хотят создать десантную платформу за 400 млн

Мобильность всегда являлась основой эффективной и современной армии. С течением времени нормативы только ужесточались. Чтобы соответствовать им, российское оборонное ведомство продолжает разработки в области десантирования военной техники. Как стало известно Лайфу, крымский Научно-исследовательский институт аэроупругих систем по заказу МО РФ планирует создание универсальной платформы для парашютного десантирования техники и грузов массой до 18 тонн. Цена вопроса — 400 млн рублей.

ГУП Республики Крым разместил закупку ещё в июне. Месяц спустя конкурс был признан несостоявшимся. В нём участвовала только одна фирма — "МВЕН" из Казани, у которой не оказалось необходимой лицензии. Но в НИИ Лайфу подтвердили, что тендер будет возобновлён в самое ближайшее время. 

Зачем эта платформа российским военным?

Разрабатываемая платформа является составной частью унифицированной многоцелевой парашютной платформы (УМПП). С её помощью войска смогут десантировать весь спектр наземной техники, вес которой составляет от 5 до 18 тонн. В частности, таких востребованных в армии машин, как грузовой КамАЗ-43501 и многоцелевой бронеавтомобиль "Тигр ВПК-233115". На последнем, кстати, в техническом задании сделан особый акцент.  

Дело в том, что ранее много говорилось о создании на базе "тигра" машины для ВДВ. Вариант для десантников должен иметь облегчённый корпус и более удобные кресла для экипажа, которому предстоит выброска из самолётов типа Ил-76. Теперь, в случае успешного внедрения в войска новой платформы, надобность облегчать (а значит, и снижать крепость брони) может отпасть.

Платформу с сокращённым названием УМП-18 необходимо разработать к концу 2017 года. Она является составной частью опытно-конструкторской разработки "Парашют" Министерства обороны, о которой впервые было объявлено 11 ноября 2013 года. Согласно техзаданию, десантирование с новой платформой должно быть возможно на скорости 260—380 км/ч и с высоты от 400 до 4000 метров.

Самой используемой в войсках платформой на данный момент является П-7. Но она значительно уступает по всем характеристикам проектируемой. К примеру, позволяет десантировать технику массой лишь от 3,7 до 10 тонн и с высоты от 300 метров до 1,5 километра. 

Да, в России выпускали и системы, способные приземлять технику весом до 16 тонн. Однако все они не являются универсальными и высокоэффективными, а государству нужно именно это,  рассказал Лайфу военный эксперт, пожелавший остаться неназванным.

Почему не подошёл казанский проект, или При чём здесь Крым?

Первоначальная стоимость контракта на разработку новой платформы составила 400 миллионов рублей. Единственный участник закупки — фирма "МВЕН" из Казани — предложил разработать её за 380 млн рублей. Однако 14 июля конкурс был признан несостоявшимся. В решении комиссии говорится о том, что "предъявленная документация не соответствует заявленным требованиям конкурса".

Кроме того, в документах к закупке есть запрос генерального директора и главного конструктора входящего в Объединённую авиастроительную корпорацию (ОАК) Таганрогского авиационного научно-технического комплекса им. Г.М. Бериева — Юрия Грудинина. Комплекс не успел поучаствовать в госзакупке.

В письме конструктор Грудинин просил разъяснений у института по техзаданию и проекту договора и также внесения в эти документы изменений. В Научно-исследовательском институте аэроупругих систем Лайфу подтвердили заинтересованность в данной закупке.

— Скорее всего, будет проводиться новая закупка, ответ на вопрос "когда" зависит от Министерства обороны и руководства института, — сказал Лайфу источник, близкий к организации.

Проблема спасения и приземления тяжёлых объектов может решаться несколькими способами, объяснил Лайфу директор фирмы "МВЕН" Виктор Ермоленко. По его словам, традиционным способом снижения нагрузок при приземлении является использование различных надувных либо жёстких элементов (пенопласт, к примеру), поглощающих энергию при деформации во время приземления. Ещё есть способ использования различных пороховых тормозных двигателей, что достаточно дорого и не всегда эффективно. Однако наиболее распространённый — парашютный способ, который позволяет уменьшить скорость приземления спасаемого объекта.

— Для этого используются различные парашютные системы. Учитывая, что масса объекта составляет около 20 тонн, однокупольная система, которая надёжно работает и имеет максимальное сопротивление, будет иметь огромную площадь купола, большую длину строп и массу всей системы, с которой будет весьма неудобно работать. Поэтому идут по пути создания многокупольных систем, имеющих меньшее аэродинамическое сопротивление. Но эти парашютные системы имеют ряд особенностей, а именно неодновременное вступление в работу всех парашютов, что снижает работоспособность всей системы и ведёт к повышенной вертикальной скорости. На нашем предприятии разработаны новые системы, на 20—30% легче традиционных парашютных систем, позволяющие уменьшить скорость снижения на этапе приземления объекта, — рассказал Виктор Ермоленко.

По его словам, за последние 25 лет в фирме "МВЕН" разработано несколько десятков различных типов парашютных спасательных систем, три из которых имеют европейский сертификат соответствия, а также одобрение Межгосударственного авиационного комитета (МАК) на линейку парашютных систем для летательных аппаратов. К слову, за это время спасено более 50 летательных аппаратов на этих системах спасения.

— Этот опыт позволяет нам говорить о том, что мы располагаем набором приёмов по успешному приземлению различных объектов, — добавил Виктор Ермоленко. — Мы готовы участвовать в повторном конкурсе.

В ОАК Лайфу не смогли предоставить оперативный ответ на вопрос, будет ли участвовать в закупке Таганрогский авиационный научно-технический комплекс им. Г.М. Бериева, если конкурс будет проводиться повторно.

История вопроса

Впервые о планах по созданию универсальной платформы для десантирования любых типов автомобилей в Минобороны заговорили ещё в 2014-м. Об этом вице-премьеру Дмитрию Рогозину сообщил тогда командующий ВДВ Владимир Шаманов.

Он рассказывал, что в случае с десантированием КамАЗов почти половина автомашин опрокидывается и "это является серьёзной проблемой".

— Мы объявим опытно-конструкторскую разработку для создания платформы весом до 18 тонн, которая будет приспособлена под все автомобили для десантирования, — сказал Шаманов.

Представители Министерства обороны не ответили на вопрос Лайфа, является ли эта разработка, о которой говорил Владимир Шаманов, и конкурс, который объявил крымский ГУП "Научно-исследовательский институт аэроупругих систем", одним и тем же проектом.

К слову, Россия успешно продаёт имеющиеся платформы для десантирования на мировом рынке вооружений. В частности, в августе 2015 года Вооружённые силы Иордании приобрели на международном авиасалоне "МАКС-2015" парашютные платформы П-7, предназначенные для десантирования с воздуха техники и тяжёлых грузов на сумму $7,8 миллиона, сообщал "Рособоронэкспорт".

Теги:
вооружения, крым, эксклюзивы, министерствообороны, вдв, армия

Другие новости