Статья:
16 августа, 2016 10:00
19

ВВС России могут начать чаще тренироваться благодаря "экономным" мишеням

Как выяснил Лайф, в Самаре в ближайшее время может быть создан новый двигатель для самолётов-мишеней, применяемых для тренировок российских ПВО и ВВС. Главное требование к разработке — экономичность. В случае успешной реализации проекта стоимость одной мишени может быть снижена в несколько раз.

На разработку расчётной модели и проектирование пульсирующего воздушно-реактивного двигателя (ПуВРД) для производства самолётов-мишеней для МО РФ планируется потратить 2,8 млн руб.

Заказчик разработки — государственное автономное учреждение Самарской области Центр инновационного развития и кластерных инициатив. Новый двигатель будет использовать научно-производственная фирма "Ротор". Она занимается научными исследованиями и разработками  в области естественных и технических наук.

Целью проекта является выполнение комплексных расчётов термо-газодинамических параметров эжекторного ПуВРД в условиях внешнего обтекания дозвуковым воздушным потоком. На основе проведённых расчётов будет разработан комплект конструкторской документации эжекторного двигателя.

По полученной конструкторской документации (есть в распоряжении Лайфа) планируется производство таких двигателей для самолётов-мишеней для нужд МО РФ вместо дорогостоящего турбореактивного двигателя. Это позволит в несколько раз снизить стоимость силовой установки, которая в настоящее время составляет 12—14 млн рублей. Соответственно, снижение стоимости двигателя поможет удешевить самолёты-мишени, применяемые в российской армии. Следовательно, возрастёт и количество тренировочных вылетов и стрельб.

Для информации, эжектор — это устройство, в котором происходит передача кинетической энергии от одной среды, движущейся с большей скоростью, к другой (грубо говоря — подмешивает воздух к воздуху, который имеет более высокую энергетику). 

Представители заказчика и фирмы "Ротор" не смогли оперативно ответить на вопросы Лайфа. Между тем опрошенные эксперты неоднозначно оценивают перспективы того, насколько много средств поможет сэкономить новый двигатель.

Фото: © РИА Новости/Георгий Зимарев

По мнению аспиранта кафедры прикладной механики МФТИ Ивана Завьялова, задача создать более экономичный двигатель ПуВРД вполне решаемая.

— Пульсирующие двигатели работают следующим образом, — говорит эксперт. — В камеру сгорания впрыскивается топливо, оно сгорает. В нём нет никаких сложных систем подачи, контроля. Чтобы двигатель развивал большую тягу, в камере сгорания должно быть большое давление. И здесь у него есть большой недостаток. Из-за того что у него давление "прыгает" — то растёт, то падает — двигатель быстро изнашивается. Ни один материал при такой работе долго не проживёт. Но в принципе срок работы самолётов-мишеней недолгий. Так что всё в порядке. Они простые, как швабры. Их можно сделать много. Они намного дешевле турбореактивных. Подобные установлены на всех самолётах, там очень сложная система, которая в камере сгорания вряд ли вызовет высокое давление. Из-за того что там нет никаких пульсаций, рывков, они изнашиваются медленнее.

Противоположного мнения придерживается Владимир Ростопчин, конструктор из "Ростинтелавиа", которая в настоящее время занимается разработками вертолёта-имитатора для российской армии.

— Нынешние моторы, которые могут быть использованы, стоят 3—4 тыс. долларов. А разрабатываемые двигатели будут стоить дороже, ведь они должны быть интегрированы в летательные аппараты. Там необходимо применять жаропрочные материалы. Это ничуть дешевле не будет. Отладка будет крайне дорогая. Такой двигатель запускается очень плохо. Они не нашли нигде применения, кроме как в малоразмерных воздушных мишенях Е95. На Западе немного развлекаются — на автомобили ставят такие двигатели, гоняют.

По мнению Ростопчина, мишень с таким двигателем обладает низкой тяговооружённостью.

— Исходя из опыта предыдущих разработок пульсирующие двигатели не являются оптимальным решением задач для имитации средств воздушно-технического нападения, — продолжает эксперт. — Это связано с их низкой экономичностью, сложностью в эксплуатации и с тем, что этот двигатель — однорежимный.

Фото: © РИА Новости/Сергей Мальгавко

Вместе с тем мишень — это средство обучения и подготовки специалистов ПВО. Она должна соответствовать в наибольшей степени тому объекту, который имитирует. Это не просто шарик, она должна обладать всеми его свойствами: отражательными, кинематическими, динамическими. Мишень должна летать, как реальный самолёт.  

— Вот почему мишень должна быть хорошей, и это большое искусство сделать мишень дешёвой и вместе с тем эффективной. По этой причине ни у нас, ни за рубежом ничего нет, — добавил Владимир Ростопчин.

Итоги конкурса объявят в конце августа. Победитель должен будет разработать двигатель к  концу 2016 года. Для информации, мишень Е95 летает с эжекторным двигателем, известным со времён немецкого ФАУ.

Мишень предназначена для имитации управляемых авиационных бомб, крылатых ракет и других беспилотных летательных аппаратов при проведении боевой подготовки личного состава ВВС, ПВО, СВ и ВМФ и испытаний различных комплексов вооружения. Она сконструирована по самолётной схеме с прямым крылом, V-образным хвостовым оперением и оснащена пульсирующим воздушно-реактивным двигателем. 

Мишень позволяет имитировать широкий спектр целей для различных управ­ляемых систем класса "поверхность — воздух" и "воздух — воздух" за счёт специально предусмотренных средств изменения её эффективной поверхности рассеяния (ЭПР).

Теги:
самолеты, мишени, разработки, вооружения, армия

Другие новости