Статья:
15 сентября, 2016 11:20
7

Нормальное хозяйствование в противовес популизму

Журналист Игорь Мальцев - о том, как преображается "почти самый шикарный город на земле".

Каждое утро из своей квартиры на Тимирязевской я слышал гудок паровоза. Паровозы? В Москве?

Потом выяснил, что на Рижской есть музей РЖД и оттуда уходит специальный поезд, влекомый старым паровозом по кольцевой. И на нем можно кататься, что мы с внуком и сделали однажды в выходные. Это было прекрасно – Москва по другому выглядит с кольцевой, примерно так же, как она совсем по-другому выглядит с борта на Москве-реке. Это было давно и экзотично.

Прошло много лет и абсолютно внезапно кольцевая стала доступна не только посетителям музейного паровозика. Причем ничто не предвещало такой стройки – все сделано без пиар-трескотни. Запустили и запустили. Народ выкладывает фоточки и спрашивает: какие из прекрасных домиков-вокзалов остались в живых спустя столько лет разграбления и разрухи?

Странно, что никто не использовал эту тему перед выборами. Зато соискатели депутатских корочек вовсю клеймят московскую власть за то, за что остальные горожане скорей благодарят. Впервые за десятки лет прекратилась парковка в стиле "паркуюсь как мудак", вернулась зелень, стало возможно нормальному человеку прогуляться по городу пешком по широким тротуарам. И если господа оппо могут признать даже велодорожки тотальным злом ради своих сиюминутных целей, то это их проблемы.

Я даже понимаю, почему кумир интеллигенции Гриша Ревзин стал тотально чужим – потому что "Стрелка". "Стрелка" тоже была очень "своей", пока не выяснилось, что она занималась проектом улучшения города. Тогда на нее навесили ливневую канализацию и потопы. Как там обстояло дело в реале – неважно. Главное повесить ярлык.

Но "Стрелка" не одна. Когда в ход пошел проект реконструкции Нового Арбата – новые деревья, расширенный тротуар, новые зоны отдыха, – тогда стало ясно, что там еще и "Topotek 1", и "Цимайло Ляшенко и Партнеры". Кстати, их проект Нового Арбата вошел в шортлист Всемирного феста архитектуры 2016. Самое любопытное, что "Topotek 1" – вообще немцы, и мне лично очень интересно, что они сделают со “вставной челюстью” проспекта Калинина, как попробуют сделать его приемлемым для горожан.

По поводу всем уже надоевшей “проблемы плитки” и качества исполнения работ Лоренц Декслер из "Topotek 1" так и сказал: “мы еще вернемся и проверим”. Любопытно было почитать его интервью, потому что его бюро воочию увидело разницу между полностью разбомбленным Берлином и чем он стал, и Москвой, которая не подвергалась массированным разрушениям в войну. По моему, этот парень уже влюбился в Москву. Кстати, это происходит почему-то чаще всего именно с немцами.

Тем временем что-то утихла буря вокруг платных парковок. Потому что тут уже неприлично переть против ветра и фактов. После того, как мэрия добилась строительства полумиллиона парковок, сказать, что стало неудобней, чем было, значит говорить полную ложь и выставлять себя заведомо идиотом. Потому что хуже чем было – это просто невозможно.

Но даже то, что было хорошего надо улучшать. Например, тот, кто помнит гришинскую Москву и то, как она впервые начала освещаться в 90-е, тот понимает, о чем я говорю. Так вот, за последнее время освещенных объектов стало еще четырнадцать тысяч. Это значит, что вечно насупленная Москва начинает показывать свои реальные красоты архитектуры.

Кстати, о красотах. Всего шесть лет назад в Москве почти сорок процентов памятников находились в плачевном состоянии. Сейчас умудрились снизить эту цифру до пятнадцати процентов. Я не знаю, входят ли в эти проценты “Петр Первый” и мой любимый памятник Воровскому, – Москва полна и других памятников. Казалось бы, стоит и стоит – чем старинней выглядит, тем лучше. Патина и кракелюр важны на “Сотбис”. Вон, Рим весь из развалин и что?

Если сарказм засчитан, то перейдем сразу к деньгам: турпоток сегодня – 17 миллионов человек. Это “привозит” по миллиону в день внебюджетных доходов. Хотя у нас слух натренирован на словосочетание “внебюджетные расходы”, таки нет – это доходы. И если москвичи будут себя поприличней вести с приезжими, неважно – иностранцами или соотечественниками, этих доходов будет больше и город избавится от репутации неприветливой столицы. Вежливость - это очень выгодно. И к тому же ничего не стоит. Это же не стартап какой-то.

Начинать большое дело всегда сложно. Тут тебе и выборы, и вечное недовольство то одних, то других. Например, сейчас до жителей Сокола внезапно дошло, что они не любят спорт и своим нытьем в соцсетях сами роняют цену на недвижимость в своем районе. А мэрия берет и на все лето перекапывает центр.

Конечно, можно решить, что Собянин решил знатно потроллить горожан. Но обычно на мой вопрос “а что, вы хотели бы, чтобы то же самое делали зимой?” оппоненты обычно сливаются. Потому что говорить “мы хотим чтобы осталось так как было” не получится.

Тогда ты подписываешься под тем, что не помнишь даже таких простых вещей, как деревья на Тверской, которые были безжалостно уничтожены. А теперь-то они возвращаются… Да и с “кадками” нехорошо получилось. Пока их высмеивали, оказалось, по словам того же Лоренца Декслера, что это защитные конструкции, чтобы деревья не гибли от зимних реагентов.

А вообще-то, это все называется “нормальное хозяйствование” в противовес популизму. Нам этого популизма уже выше крыши. Мы и сами популисты еще те.

Теги:
мнения, благоустройство, мцк, транспорт, архитектура, памятники, урбанистика, города, история, общество, берлин, сергейсобянин

Другие новости