Статья:
21 сентября, 2016 20:55
50

Бойкот на дорогах: чем недовольны водители «Яндекс.Такси»

С 23 по 26 сентября несколько сотен водителей-партнеров сервиса «Яндекс.Такси», недовольные снижением тарифов, могут не выйти на работу. Сами таксисты сомневаются в эффективности подобных акций

Таксисты требуют

Призыв к бойкоту сервиса «Яндекс. Такси» с 23 по 26 сентября стал распространяться в социальных сетях и на специальных форумах 21 сентября. Как пояснил РБК гендиректор «Саморегулируемой ассоциации автомобильных перевозчиков» Станислав Швагерус, причиной недовольства водителей политикой оператора стала в «критическая ситуация, возникшая после очередного снижения тарифов агрегатором». Так, с понедельника, 19 сентября тариф «эконом» в «Яндекс.Такси» снизился до 99 рублей за первые пять минут или два километра поездки.

«Яндекс» заявил, что нашел возможность снизить себестоимость перевозок. За счет чего? — задается вопросом Швагерус. — Топливо не дешевеет, стоимость машин и техобслуживание растет, страховка для такси стоит в два раза дороже. Uber, «Яндекс.Такси» и Gett вместе занимают около 85% рынка такси-перевозок в Москве, что фактически дает им доминирующее положение на рынке и возможность определять тарифы».

«У нас много требований в основном поднять тарифы, потому что цены на бензин растут, а тарифы все падают и падают, — подтверждает таксист-партнер сервиса Олег Хаб. — Человек 500-600 как минимум соберется. Мы сейчас решаем с чего начинать, возможно, мы будем массово отключаться от «Яндекса» и устраивать митинги».

Многие таксопарки («Мостакси», Nexi и другие) имеют договор с «Яндексом», их водители обязаны откликаться на вызов от компании, хотя он идет по сниженному тарифу, объясняет собеседник РБК, близкий к руководству одного из таксопарков Москвы. «При этом через свою диспетчерскую они могут получить заказ подороже и подальше, если чуть подождут, — отмечает он. — Многие таксисты недовольны этим».

«Яндекс» протестировал 

Акции протеста таксистов против тарифной политики агрегаторов стали регулярными не только в Европе, но и в России. В последний раз массовая забастовка проходила с 13 по 15 февраля 2015 года. По оценке ее организаторов, к ней должны были присоединиться до 1,5 тыс. водителей-партнеров Uber, GetTaxi и «Яндекс.Такси». К новой акции протеста могут подключиться в три раза меньше – около 500-600 машин, считает Швагерус.

Согласно показателям сервиса «Яндекс. Такси» по состоянию на вечер 21 сентября, в активном режиме на линии находилось около 12 900 машин. Как отметил гендиректор Gett в России Виталий Крылов, таксисты, которые сотрудничают с его сервисом, в забастовках участвовать не планируют . В Uber от комментариев отказались.

«Эти изменения тщательно подготовлены, просчитаны и протестированы с точки зрения интересов как пользователей, так и водителей, — заверяет представитель пресс-службы «Яндекс.Такси» Эльвина Ставиская. — В течение предыдущих пяти месяцев в «Яндекс.Такси» в Москве работал тариф «Экспресс» с теми же условиями, что сейчас в новом «Экономе»: 99 рублей за первые 2 километра и 5 минут и далее по 9 рублей за километр и минуту. Отличие было только в том, что «Экспресс» работал только в часы пониженного спроса, то есть в основном днем и глубокой ночью».

Изменение тарифов обсуждалось с партнерскими таксопарками, а «также с некоторыми водителями», говорит Ставиская. «Новые условия всех удовлетворили, - подчеркивает она. - Всех остальных водителей мы тоже предупредили о смене тарифов заранее». Сообщения о забастовках Ставиская назвала «обычной реакцией на любые изменения, независимо от того, плохие они или хорошие», добавив, что забастовка не повлияет на работу сервиса.

Дальше — ниже

В ближайший месяц о снижении тарифов могут объявить сервисы GetTaxy и Uber, считает заместитель председателя межрегионального профсоюза «Таксист» Андрей Попков. Уже в четверг, 22 сентября, представители профсоюза намерены поехать на переговоры в одну из такосмоторных компаний, а в пятницу планируют встретиться с представителями агрегаторов.

«Мы между всеми будем искать точки соприкосновения и договариваться, потому что дорогу никто не даст перекрыть – это уголовное дело, — говорит Попков. — Мы хотим собрать всех и установить правила игры на рынке». В перспективе, по мнению Попкова, должен быть установлен единый тариф, который будет находиться в установленном диапазоне. «Рынок не может это отрегулировать», — заключает представитель профсоюза.

Часть таксистов все же считает, что забастовки не помогут изменить ситуацию. В акции могут принять участие только те таксисты, которые работают на собственных автомобилях, считает таксист, представившийся Дмитрием. «Те же, кто взял машины в аренду, будут только говорить, потом радостно побегут выполнять заказы, когда другие водители отключатся от «Яндекса», - считает он. - Это повторяется каждый год». 

Другие новости