Статья:
20 октября, 2016 06:30
30

Минпромторг попросил перенести приватизацию Уралвагонзавода из-за санкций

Уралвагонзавод так и не смог увеличить прибыль, чтобы привлечь инвесторов. В результате приватизацию одного из ведущих предприятий ВПК страны отложили на неопределённый срок.

В 2013 году Правительство РФ объявило о планах приватизации НПК "Уралвагонзавод": предполагалось уменьшить долю государства в собственности корпорации до 75% плюс одна акция. Остальной пакет акций предполагалось продать стратегическим инвесторам до конца 2016 года. Это помогло бы предприятию развивать технологии и лучше позиционировать себя на мировых рынках. Правда, чтобы повысить привлекательность в глазах инвесторов, Уралвагонзаводу требовалось утроить собственные финансовые показатели. Однако санкции и последовавшее за ними ухудшение экономических показателей заставили правительство отказаться от плана приватизации Уралвагонзавода.

В результате в Минпромторге предложили приватизацию завода перенести и обратились с этим предложением в Минэконоразвития.

Правда, пока непонятно, на какие сроки. Это следует из "Отчёта о реализации "дорожной карты приватизации" за третий квартал 2016 года" (документ есть в распоряжении Лайфа).

— В 2014 году в отношении Корпорации введены санкции странами Европейского Союза и США, что отрицательно сказалось на её финансово-экономическом положении, — говорится в отчёте министерства.

— Работа по подготовке к приватизации УВЗ в этом году не велась. На 2017 год УВЗ в данный момент также не рассматривается, — прокомментировали вопрос Лайфа в Минэконоразвития.

Кстати, глава Минпромторга Денис Мантуров считает, что вряд ли приватизация пройдёт и в 2017 году. Он заявил, что на все активы Уралвагонзавода нужно искать либо стратегических, либо портфельных инвесторов. Причём министр категорически против разделения всего имущества корпорации на военное и гражданское. 

Но и без приватизации дальнейшее развитие Уралвагонзавода будет невозможно. По словам Мантурова, дальнейшее финансирование из бюджетных источников будет сокращаться, поэтому внебюджетное финансирование просто необходимо. Впрочем, пока не только министерство, но и эксперты рынка не берутся прогнозировать, когда же может состояться приватизация.

— Действительно, положение Уралвагонзавода далеко от блестящего, — констатирует аналитик АО "Финам" Алексей Калачёв. — По консолидированной отчётности МСФО, представленной предприятием за первое полугодие 2016 года, видно снижение выручки на 27,44%. За полгода убыток составил 2,35 млрд рублей. Хоть он и меньше, чем годом ранее (7,13 млрд рублей), но от этого он не становится прибылью. Не блестящи результаты и прошлых лет. В 2015 году выручка снизилась на 16,4%, убыток 2015 года составил 16,44 млрд рублей, убыток 2014 года — 5,29 млрд рублей.

К тому же у предприятия высокая долговая нагрузка. В этом же отчёте говорится о 120,21 млрд рублей долгосрочных кредитов и займов и 77,82 млрд — краткосрочных. Банки угрожали предприятию банкротством, и если бы не гарантии государства, оно бы произошло, несмотря на оборонный статус Уралвагонзавода. Продавать УВЗ за бесценок не имеет смысла, а портфельные инвесторы невысоко оценили бы акции такого предприятия на рынке.

— Но и продажа миноритарного пакета стратегу в текущих условиях маловероятна, — продолжает Калачёв. — И дело даже не только в санкциях. Хотя они, безусловно, являются негативным фактором, так как пакет не станут покупать иностранные инвесторы. Даже по интересным активам, продаваемым государством — "Алроса", Башнефть — не видно очереди из иностранных инвесторов, а у отечественных может и не быть необходимых инвестиций. Дело в том, что пакет в 25% акций оборонного предприятия, большая часть продукции которого формируется за счёт госзаказа, не даёт инвестору возможности реально влиять на промышленную политику компании. Тогда какой же тут может быть интерес у стратега? Если и возможна приватизация Уралвагонзавода (реальная, а не покупка другой госкомпанией, как было с Башнефтью), то явно не скоро.

Напомним, что помимо общественного транспорта, такого как трамваи и поезда, предприятие из Нижнего Тагила производит и ряд экземпляров перспективной российской военной техники. В частности, тяжёлые танки Т-90, боевые машины огневой поддержки пехоты "Терминатор-2", а также не имеющие аналогов в мире танки с необитаемой башней на платформе "Армата".

Теги:
бизнес, эксклюзивы, армия, промышленность, уралвагонзавод, новости

Другие новости