Статья:
31 октября, 2016 10:00
16

Кому в НАТО выгодна Россия с "неубиваемой" экономикой и мощной армией

Масштабная российская Государственная программа вооружений — 2020 не даёт покоя очень многим. Не так давно эксперты НАТО даже выпустили по этому поводу отдельную работу, в которой задались вопросом, потянет ли обескровленная санкциями и низкими ценами на нефть экономика РФ столь грандиозный проект. Как оказалось, потянет. Почему эксперты антироссийского блока признали силу своего главного противника и чьи интересы за этим могут стоять — в материале Лайфа.

Америка хочет защитить Европу от России. Искренне. До самой смерти. Не своей, конечно же. Ни для кого не секрет, что экономика США на сегодняшний день представляет собой мыльный пузырь, взрыв которого Вашингтон всячески пытается отложить. И чужая смерть для этого подходит как нельзя лучше. Где-то человеческая, где-то — экономическая. Тут уж как в Вашингтоне распорядятся. Для России, чьи вооружённые силы в случае чего могут дать сдачи, был выбран второй вариант.

Все деньги России — на армию?

Не так давно подшефное Генсеку Североатлантического альянса издание NATO Review выпустило материал о военной мощи Москвы. И мощь эта, как оказалось, с каждым годом неумолимо растёт. Что самое интересное, на фоне серьёзнейших экономических проблем, которые испытывает Россия из-за санкций и улетевших в тартарары цен на нефть. Автором исследования с громким заголовком "Есть ли у России деньги на свои военные амбиции?" выступил небезызвестный Эдвард Хантер Кристи — ведущий специалист НАТО по военной экономике.

— 2014 год оказался неблагосклонен к экономике России, — говорится тексте работы, попавшей в распоряжение Лайфа. — ВВП страны в значительной степени зависит от нефтегазового экспорта. Поэтому последствия для него были печальны. Он сократился на 3,7% в реальном выражении в 2015-м и, по нашему мнению, упадёт ещё почти на процент по итогам года нынешнего. Небольшое восстановление можно ждать лишь в 2017-м. И то — в случае стабилизации или роста нефтяных цен. Что касается санкционного режима, то он оказывает давление на российский бизнес и инвестиционный климат в стране. Таким образом Москве даётся четкий сигнал с Запада о неодобрении её агрессивных действий на Украине.

Как следует из свежего отчёта Международного валютного фонда, с которым ознакомился Лайф, все эти негативные факторы привели к тому, что доходы российской казны упали аж до уровня 2010 года. Вследствие этого снизились и расходы. Все, кроме оборонных. Как сообщается в статье NATO Review, по итогам прошлого года с учётом инфляции они увеличились более чем на 60% по сравнению с 2010-м.

— Не так давно появились сообщения о том, что участвовавшим в софинансировании российского гособоронзаказа банкам возместили около 680 млрд рублей госгарантий, — говорится в тексте исследования NATO Review. — Таким образом, с поправкой на это можно утверждать, что в 2016 году общий объём расходов на оборону должен составить 3,89 трлн рублей. Это почти на 14% больше, чем в 2015-м, и почти на 80%, чем в 2010-м.

Российские расходы на оборону в рамках масштабной Государственной программы по перевооружению — 2020 постоянно росли начиная с 2011 года. В 2015—2016 гг. эти траты стабилизировались на отметке 12% от совокупного дохода страны. Судя по тексту статьи, в НАТО ждут сохранения этих показателей на ближайшие годы. Напомним, что, согласно российской доктрине, к 2020 году доля современной военной техники в ВС РФ должна составить более 70%. Поэтому уже сейчас больше половины всех оборонных расходов страны идут именно на закупку отечественных передовых боевых машин.

 

Поднять налоги или брать кредиты?

Как же России удастся сохранить набранные обороты в условиях экономического кризиса? Если исходить из прогноза МВФ, то Москва к 2020 году постарается избавиться от бюджетного дефицита. Но в этом случае стране придётся пойти на снижение либо оборонных, либо необоронных расходов. И то и другое маловероятно, полагают в NATO Review. И предлагают свой, модифицированный сценарий развития событий. Исходя из него, российский бюджет продолжит быть дефицитным. Правда, этот самый дефицит будет куда менее ощутимым, нежели по итогам 2016 года (1,8% от ВВП в 2020-м вместо нынешних 4%).

Такое развитие событий предполагает более высокий уровень заимствований и, соответственно, увеличение госдолга. Правда, благодаря "сытым" годам с нефтью по $100 за баррель, эта проблема не стоит для Москвы столь остро. Но в любом случае власти будут стремиться минимизировать негативные последствия дефицита бюджета. В первую очередь за счёт фискальных мер — повышения налогов или приватизации ряда госпредприятий. Если говорить о первом варианте, то в рамках опубликованной Минфином РФ стратегии повышение налогов до 2019 года не предусмотрено.

— Если политические и экономические проблемы будут увеличиваться, а рост окажется хуже заложенных в бюджет показателей, то давление в сторону повышения налогов будет только нарастать, — сказал Лайфу главный экономист ING Bank по России и СНГ Дмитрий Полевой. — Особенно если будет политическое решение — не сокращать расходы. В этой ситуации других вариантов, кроме как повышать налоги или увеличивать займы, нет, в природе не существует, потому что резервы будут практически полностью потрачены к 2019 году. 

Тут, как в поговорке, нужно будет выбирать из двух зол меньшее. И этим самым "меньшим" с большой долей вероятности окажется вариант с займами. Новость о повышении налогов может быть воспринята обществом слишком болезненно. А заимствования — это далеко не всегда плохо. Особенно если вложить эти средства в развитие своей экономики. А инвестиции в ВПК могут обернуться для неё весьма неплохими бонусами. Всё-таки российский оборонный экспорт — один из сильнейших и наиболее прибыльных в мире.

 

Вариант со значительной корректировкой госпрограммы перевооружения натовским экспертом даже не рассматривается. Доктор Кристи уверен: если отставание от сроков и произойдёт, то будет чисто "косметическим".

— Принимая во внимание экономические трудности России, довольно легко предположить, что общая сумма расходов на выполнение госпрограммы—2020 достигнет 17,5 трлн рублей, что на 1,5 трлн меньше, чем планировалось изначально, — говорится в тексте статьи от NATO Review. — Таким образом, если реализация планов Москвы на этом направлении и задержится, то не более чем на один календарный год. Но это чистая статистика. В реальности же сроки могут быть сдвинуты по целому ряду причин. В том числе из-за санкций.

Несмотря на ряд "если", господин Кристи уверен, что "Россия добилась существенного прогресса в реализации Государственной программы вооружения, даже при наличии экономических трудностей". По его мнению, большая часть доктрины будет реализована к 2020 году. "Пробелы" Москва закроет в рамках новой Госпрограммы, рассчитанной на 2018—2025 гг. Своё "исследование" натовский эксперт завершает констатацией того факта, что нынешние экономические проблемы России недостаточно серьёзны и не помешают военной модернизации страны. Заявление для мистера Эдварда Хантера Кристи, мягко скажем, предсказуемое… 

Карманные "слоны" и "моськи" США

Незадолго до выхода статьи в NATO Review Кристи выпустил совместную с немецким политологом Андреасом Умландом работу для Гарвардского университета. Называлась она "Станет ли Россия в случае снятия санкций важным торговым партнёром Евросоюза?". Материал стал своеобразным ответом "московскому лобби" в ЕС, требующему смягчения или снятия ограничительных мер в отношении РФ.  

Согласно данным Eurostat, с которыми ознакомился Лайф, по итогам прошлого года государства ЕС экспортировали в нашу страну товаров на 73,1 млрд евро. Сумма значительная, если… не брать в расчёт 2012-й, когда этот показатель достиг рекордных 122,1 млрд евро. Коренной перелом, как несложно догадаться, наступил в 2014 году, с введением экономических санкций. Несмотря на эти цифры, в "гарвардском" исследовании заявляется о том, что потеря такого партнёра, как Москва, не стала для ЕС критической. Даже наоборот.

— Объём общего экспорта из стран ЕС в 2013—2015 гг вырос с 1692 млрд евро до 1785 млрд. За тот же период вырос и объём экспорта услуг, — говорится в статье Harvard International Review. — Он увеличился с 700 млрд евро до 811 млрд евро, а приток доходов от капитала скакнул с 541 млрд евро до 580 млрд евро. Даже если с России снимут все санкции, то вряд ли даже к 2018 году доходы ЕС от торговли с ней достигнут рекордных значений 2012-го и 2013 годов. Наши расчёты, напротив, указывают на то, что Россия к 2020 году станет для Европы существенно менее значимым торговым партнёром.

Заставить Европу поверить в эту сказку — вопрос жизни и смерти для претензий США на восстановление однополярного мира под своим протекторатом. Американская экономика, даже оставаясь самой могущественной на планете, уже несколько лет находится в глубочайшем кризисе. Поэтому осуществить планы по втягиванию России в новую гонку вооружений для Штатов в их нынешнем состоянии — дело слишком накладное. 

Пентагон и его лоббисты на всех этажах американской политической системы уже пробили увеличение оборонного бюджета до $624 млрд в год. Это порядка 15% от всех госрасходов США. Такого аппетита нет ни у "страшной, вооружённой до зубов" России, ни у "богатого и непредсказуемого Китая". Чтобы хоть как-то компенсировать баснословные траты, американцам необходимо подсаживать на своё оружие всё новые страны. Самым лакомым кусочком является Европа. Там и деньги водятся, и Россия, от которой постоянно надо защищаться, совсем рядом. 

Ещё в 2006 году члены подконтрольного Вашингтону НАТО решили тратить на оборону не менее 2% своего ВВП. Расходы эти в первую очередь должны пойти на покупку передовых и неадекватно дорогих американских военных технологий. Можно вспомнить хотя бы программу Пентагона по созданию истребителя пятого поколения F-35, для участия в которой привлекли все более-менее платёжеспособные государства западного блока. Машина эта, прямо скажем, по соотношению "цена — качество" практически бесполезна. Да и вряд ли так необходима той же Норвегии или Польше, которая так и ждёт, как бы отдать за пару F-35 львиную часть своего бюджета. Прямо как простой работяга с месячной зарплатой в 40 тысяч рублей, насобиравший кредитов для похода в магазин за новым айфоном.

Несмотря на договорённости, сейчас план "2% ВВП на оборону" выполняют лишь сами США, Великобритания и главный европейский "моська" — Эстония. Другие государства — члены альянса от графика существенно отстают: канадцы тратят 1%, итальянцы — 1,2%, а немцы — 1,3%. Наверняка не осознают истинной опасности с востока, подумали в Вашингтоне…

Теги:
экономика, нато, бизнес, россия, европа, ес, сша, армия, оружие, эксклюзивы

Другие новости