Статья:
5 ноября, 2016 14:30
30

Почему зубрёжка не всегда полезна?

В отличие от британцев российские школьники математику не зубрят, но при этом являются одними из лучших в мире юных технарей.

Чаще всего школьники — зубрилы математики и других точных наук — встречаются в Уругвае, Ирландии, Великобритании и Нидерландах. В Китае, России и Сербии, напротив, учатся самые вдумчивые технари. Об этом говорят данные отчёта Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), которая проводит раз в три года международный тест Programme for International Student Assessment (PISA) и оценивает таким образом уровень грамотности школьников (документ есть в распоряжении Лайфа). Как отмечается в докладе, дети, которые зубрят предметы, хорошо справляются с простыми задачами, однако сложные — решить не могут. По словам экспертов, это действительно так: талантливые математики разбираются в первопричинах тех или иных явлений, а зубрёжка может позволить сдать точную науку лишь на тройку.

 

 

Многие считают, что математики — это непременно "заучки", не желающие развлекаться и погружённые в свою цифровую вселенную. Девушки ещё со школы любят приравнивать технарей-отличников к замкнутым в науке перельманам (математик Григорий Перельман, доказавший теорему Пуанкаре и отказавшийся за это от медали Филдса. — Прим. Лайфа), однако, как утверждают эксперты, это не так. Во-первых, чаще всего, согласно данным отчёта ОЭСР, зубрилами становятся девочки, а во-вторых, умные — ничего не учат, они  разбираются. 

"Учитель года — 2006" и преподаватель Московского центра непрерывного математического образования Алексей Кулыгин объяснил, почему в Уругвае так много детей, которые вместо того, чтобы в математику вникать, все формулы и правила заучивают. 

— В этой стране система общего образования стала обязательной буквально несколько лет назад. У большинства детей неграмотные родители, а потому современные школьники оказываются первым поколением, более или менее образованным. Взрослые (кроме учителей) ничего им не объясняют — ребятам дали книжку, а они, соответственно, зубрят то, что там есть. В России похожая ситуация была в 20-е годы XX века — тогда детям не объясняли, им давали материалы, которые просто надо было выучить.

Сейчас в России система образования сильно усовершенствовалась — нет большой необходимости заучивать. Вокруг нас везде — в магазинах, телевизорах, литературе  мелькают математические понятия, цифры — что-то дети осваивают ещё до школы. А в Уругвае можно идти по улице, но нигде ни одной буквы и ни цифры не встретить. Поэтому для учеников даже цифры являются в школах чем-то новым, им приходится разбираться, нагрузки большие, — сказал Кулыгин.

Стоит напомнить, что американские учёные уже говорили о том, что дошкольники, которые изучают элементарные математические понятия (например, "больше" и "меньше", "цифра" и "число"), впоследствии лучше справляются с вычислительными задачами. 

Почему умные европейцы тоже зубрят 

По словам руководителя отдела Научного центра психического здоровья РАМН Сергея Ениколопова, головы тех, кто зубрит точные науки, и тех, кто математику понимает, идентичны. 

— Мозг работает единой большой системой, то, что полушария отвечают за разные процессы, — выдумка. Просто так люди оправдывают свою лень. Человек, вне зависимости от своих данных, может изучать языки, живопись, космос! 

При этом Ениколопов смог объяснить, почему в Европе (Великобритания, Испания, например) иногда бездумно заучивают правила, формулы точных наук, вместо того чтобы их "учить".  

— Всё, что зубрится, можно запомнить навсегда, но никакого творчества не будет. Это легенда, что в Европе хорошее образование. Вы о каких-нибудь великих англичанах в последнее время слышали, в какой-либо области? На слуху одни смешные сообщения про английских учёных и тараканов. Хорошее образование у финнов (очень много взяли от нас) и в юго-восточных странах: Китае, Таиланде, Южной Корее. Мы видим, как они рвутся вперёд, — отметил Ениколопов. — В международных конкурсах для школьников участвуют около трёх миллионов российских учеников, а среди американцев — около 3 тыс. ребят. Это разница и вопрос выбора тактики преподавания в стране. Яркий пример того, как государство подталкивает думать,— Армения. Сейчас в стране уже в начальной школе у детей есть урок шахмат. Как показывают исследования, дети стали лучше интеллектуально развиваться.  

Директор Института развития образования департамента образовательных программ ВШЭ Ирина Абанкина утверждает, что у Китая и России схожая методика преподавания математики — игровая. 

— Речь идёт о развитии математической интуиции. Есть очень большое сходство между Россией, Китаем и даже Индией. Последняя — тоже очень сильный игрок на этом поле. Математические достижения школьников, студентов, докторов наук, нобелевских лауреатов Индии заметны, — говорит эксперт. — У китайцев есть ещё и особенная память — изучение иероглифов этому способствует. Поэтому математики ничего не зубрят. 

При этом Абанкина не согласилась с тем, что на Западе уровень образования эфемерен. 

— Достижения школьников в Европе высокие, однако, например, в Великобритании и ряде других стран есть своя специфика. Детям предоставляют максимальную возможность для творчества — большую часть урока они могут что-то изучать сами, работать над каким-то своим проектом (он может быть любым), однако за это нужно хорошо сдавать базовые вещи. А это значит, что нужно много заучивать, — сказала Абанкина. — Развивают всерьёз математическое мышление английские подростки на подготовительных курсах перед поступлением в вузы, колледжи. Тогда уже речь пойдёт не о зубрёжке, а о понимании. Только тогда ребята говорят о теории вероятности, о том, что для кого-то скучные задачи могут формировать некоторую картину мира. 

Председатель комиссии по проверке ЕГЭ в Ульяновской области Леонид Самойлов говорит, что результаты доклада ОЭСР подтверждают успехи российских и китайских учеников.

— Наши страны входят в число лидеров международных олимпиад школьников по математике. В Великобритании, Уругвае, Ирландии с этим, к сожалению, хуже некуда. Такие результаты во многом связаны с тем, что преподают точные науки по-разному. У нас в России есть традиции того, как нужно детям о математике рассказывать, — мы ищем первопричину, а не заучиваем,— говорит Самойлов. — Это языки можно зубрить, но никак не математику. Заучивание наизусть может помочь, если знания нужно показать на уровне тройки. Если зубрить математику, то можно решать только те типы задач, механизм которых ты запомнил. Если понять, что происходит в математике, то можно решить не 50 вариантов заданий, а 10 тысяч. Зубрёжкой можно подготовиться, может быть, к Государственной итоговой аттестации (ГИА) в 9-м классе, но даже не к ЕГЭ. Продвинутая математика — не об этом. 

Напомним, США, Россия, Китай и Южная Корея на протяжении многих лет являются основными фаворитами и конкурентами на Международной математической олимпиаде (она является старейшей в своём роде. — Прим. Лайфа). Абсолютным рекордсменом является КНР — c 2000 года школьники этой страны были победителями 12 раз.

Теги:
образование, школы, математика, школьники, ученики

Другие новости