Статья:
22 ноября, 2016 08:30
33

"Мусорная" реформа вновь забуксовала

Снижение платы за вывоз мусора, тотальное закрытие всех свалок, раздельный сбор отходов и рециклинг. Об этом всём россиянам можно забыть ещё как минимум на год. О том, когда же мы больше не увидим свалок на обочинах дорог и стоит ли дальше надеяться на появление раздельного сбора отходов — в материале Лайфа.

Затеянная ещё в 2014 году "мусорная" реформа, как и предполагал Лайф, снова отложена. Теперь — до 2019 года. Виной всему власти регионов, не успевшие вовремя сообразить, откуда и куда будет вывозиться мусор и насколько необходимо снизить тарифы на его вывоз.

И если одни регионы свои "правила игры" установить не успели, то некоторые в творческом запале немного перестарались. К примеру, власти Курской, Новосибирской и Калининградской областей при расчёте тарифа вместо снижения (как это было запланировано Минстроем), запланировали повышение. Причём сразу в 2—3 раза, рассказали Лайфу в Комитете Государственной думы по экологии и охране окружающей среды.

Как так получилось? Отчасти вина в этом лежит на самих чиновниках— многие просто были не в курсе, как теперь, после более чем 20 лет работы в режиме "они там сами разберутся" (тарифы регулировались между управляющей и "мусорным" оператором), всё перестраивать и устанавливать тарифы уже самим.

Мусорный завод — в каждое село!

По утверждённому в конце 2014 года закону "Об отходах производства и потребления", новый механизм работы российского мусорного рынка должен был запуститься сначала в 2016-м, а затем — в начале 2017-го. К этому моменту каждый из регионов должен был подготовить так называемые территориальные схемы. В них должны были быть проанализированы все "мусорные потоки" региона и обозначены будущие локации заводов по переработке отходов.

Также необходимо было провести конкурсы на место региональных операторов — компаний, которые будут заведовать этими самыми "мусорными потоками". То, что регионы к реформе не успевают, стало понятно ещё в сентябре: по Закону "Об отходах производства и потребления", все терсхемы должны были быть согласованы с Росприроднадзором ещё до конца месяца, но к началу октября в "двоечниках" реформы числилось сразу 23 региона, рассказывал ранее глава Минприроды Сергей Донской.

К середине ноября министерству удалось-таки получить и согласовать документы с большинством субъектов РФ, за исключением Вологодской и Тверской областей, а также Республики Тыва, позднее сообщил министр.

Но качество этих территориальных схем оставляет желать лучшего. Бывали и случаи, когда в одном регионе власти предлагали поставить сразу с десяток мусороперерабатывающих заводов, чуть ли не для нужд пары сёл и деревень, волнуется собеседник Лайфа в одном из профильных министерств. Это едва ли поспособствовало привлечению инвесторов — заводы в итоге не были бы построены и мусор снова бы летел на обочину.

К счастью, беспокойство удалось донести до самых верхов. В прошлую среду, 16 ноября, на правительственном часе в Госдуме глава ФАС Игорь Артемьев заверил депутатов: реформу в таком виде запускать нельзя, придётся снова переносить, предварительно, на год. Минстрой же, видимо наученный горьким опытом предыдущего переноса реформы, уже разработал законопроект о поэтапном внедрении новой системы до 2019 года, сообщили Лайфу в ведомстве.

Как рассказал Лайфу замглавы ведомства Андрей Чибис, ряд регионов действительно не обратил должного внимания на реформу: если бы их территориальные схемы были приняты, это "не просто не улучшило бы ситуацию с переработкой отходов, но ещё и увеличило тариф для потребителей", подтвердил чиновник.

Проблема отчасти в том, что у регионов фактически отсутствуют какие-либо методические рекомендации по расчёту тарифов, заметила в рамках встречи с Артемьевым глава Комитета ГД по экологии и охране окружающей среды Ольга Тимофеева. Некоторая "неопределённость" в этом вопросе есть, согласился Артемьев.

Инвесторы "шугаются" от мусорных миллиардов

Неопределённость в первую очередь волнует будущих инвесторов заводов. Если "вкладчик денег" придёт на один тариф, а уже после заключения контракта власти решат установить другой, более низкий, — это принесёт компаниям большие расходы по содержанию оборудования и испортит отношения с инвесторами, рассуждает в разговоре с Лайфом будущий инвестор нескольких мусороперерабатывающих заводов.

Регионам снова дали расслабиться, а значит, создаётся опасная ситуация: из-за задержек с утверждением документов одни регионы рискуют сильно отстать от других, лишаясь возможности привлечь инвесторов. А они уже достаточно напуганы постоянным переносом сроков "мусорной" реформы, желающих вкладываться станет меньше, говорит начальник  аналитического отдела инвестиционной компании ЛМС Дмитрий Кумановский.

Отсутствие чётких правил игры и постоянная смена этих правил создаёт риски монополизации рынка в руках у компаний, ближе всех стоящих к главному регулятору, — государственных. Только они, по сути, способны играть вдолгую, не боясь прогореть, — рассуждает Кумановский.

Пока заниматься мусором планировала всего одна госкомпания — "Ростех". В отличие от многих других вероятных инвесторов (среди них есть такие мировые гиганты, как итальянская Colari Group и немецкая Remondis), вместо мусороперерабатывающих заводов "Ростех" предлагает строить мусоросжигательные, якобы более дешевые в эксплуатации.

Тем не менее одного лишь мусора для их работы недостаточно — нужен ещё специальный повышенный тариф на вырабатываемую им электроэнергию, иначе заводы убыточны. Вот уже полгода компания активно пытается тариф пролоббировать в профильных ведомствах. Пока решения нет.

Мусорный налог убьет конкуренцию

На наших глазах складывается по-своему уникальная ситуация, рассуждает источник Лайфа в правительстве. Если тариф для "Ростеха" дадут, то он первым среди всех инвесторов может построить свои заводы по сжиганию мусора, одновременно получив доступ к доходам со специального экологического сбора с производителей продукции — своеобразный налог на образовывающийся мусор, который нежелающие самостоятельно заниматься переработкой мусора производители должны будут уплатить уже в будущем году.

Впрочем, от задержки реформы выиграет, вероятно, не только "Ростех". Те регионы, которые так и не успеют вовремя выбрать оператора региона и утвердить ставки экологического сбора, вероятно, могут быть освобождены от уплаты этого налога, предполагает правительственный чиновник.

Это хорошая новость для местного бизнеса — при вероятном повышении налогов отсрочка ещё одного "бремени" облегчит им жизнь, соглашается он. Регионы, в которых всё же заработают заводы "Ростеха", будут платить "мусорный" налог в полном объёме. По последним прикидкам, это без малого 30 млрд рублей ежегодного дохода. В контролирующем новый налог Росприроднадзоре на вопрос Лайфа о вероятности отсрочки экосбора не ответили.

Если "Ростех" получит доступ и к "мусорному налогу", и к повышенным тарифам, о какой-либо конкуренции с ним можно будет забыть, считает Кумановский из ЛМС.

Поскольку именно у "Ростеха" очень много машиностроительных производств, то ему проще и дешевле всех будет изготовить комплексы по сжиганию и переработке мусора, — замечает эксперт.

Исполнится заветная мечта госкорпорации Сергея Чемезова — стать монополистом высокодоходного "мусорного" рынка, замечает правительственный чиновник. В декабре 2014 года, накануне принятия Закона "Об отходах", его такой возможности уже лишали — как писали СМИ, депутаты решили тогда не наделять "Ростех" статусом федерального оператора по обращению с отходами — статус даёт право на администрирование экосбора.

О раздельном сборе мусора можно будет забыть — он целесообразен, скорее, при переработке мусора во вторресурсы, считает Кумановский. Как уже показал опыт столичных мусоросжигательных заводов (в Москве работает несколько государственных заводов, которые власти собираются закрыть), сжигать мусор можно и без его разделения. 

Теги:
бизнес, мусор, сергейчемезов, ростех, отходы

Другие новости