Статья:
31 мая, 2016 19:50
193

«Добрый медведь» попал в список главных водочных брендов мира

Сразу три бренда водочной компании «Статус групп» впервые вошли в топ-30 мировых водочных брендов журнала Drinks International. Лидером российского рынка компания стала после снижения минимальных цен на водку

Русские идут

Авторитетный британский отраслевой журнал Drinks International подготовил ежегодный рейтинг The Millionaires Club, куда входят все бренды крепких алкогольных напитков (более 20% содержания спирта), продажи которых за отчетный год превысили 1 млн 9-литровых коробок (9-liter case, традиционная мера объема продаж алкоголя на мировом рынке. РБК пересчитал данные в литры).

Полный рейтинг еще не опубликован, но Drinks International уже опубликовал данные по отдельным категориям, в частности, топ-30 самых продаваемых марок водки. Главной неожиданностью в списке стало попадание в него сразу трех брендов российской компании «Статус Групп», ранее в международные топ-листы никогда не попадавшей.

Водка «Добрый Медведь», появившаяся на рынке только в 2013 году, заняла в списке 19-е место. По данным Drinks International, в 2015 году было продано 23,4 млн. л. «Доброго Медведя» — на 173% больше, чем годом ранее. Также в топ-30 попали водки «Калина Красная» (25-е место, 22,9 млн. л.) и «Старая марка» (26-е место, 21,6 млн. л.). Даже учитывая только эти три основных бренда, «Статус групп» опередила таких производителей как SPI Group (Stolichnaya), Bacardi (Grey Goose), Grupo Campari (Skyy), Brown-Forman (Finlandia).

Первые места в рейтинге поделили многолетние лидеры — Smirnoff (принадлежит британской Diageo) – 231,3 млн. л. и Absolut (французская Pernod Ricard)  — 99 млн. л. Третье и четвертое место заняли украинская «Хортица» (Global Spirits, 65,7 млн л.) и «Хлебный дар» («Баядера Групп», 56,7 млн. л).

В комментарии к рейтингу составители не объясняют стремительный взлет брендов «Статус групп», отмечая лишь, что «компания, появившаяся ниоткуда, за год стала крупнейшим игроком на водочном рынке России, показав самые высокие темпы роста среди всех производителей водки на глобальном уровне».

«Удачно выбранная стратегия»

Продажи «Статус Групп» стали резко расти после того, как с 1 февраля 2015 года в России была снижена минимальная розничная цена на крепкий алкоголь — с 220 до 185 руб. за 0,5 л. Решение последовало за выступлением Владимира Путина на заседании Госсовета, на котором президент заявил, что завышение цен на алкоголь приводит к увеличению потребления суррогатов.

После вступления приказа в силу выяснилось, что компании федерального масштаба не могут продавать водку по нижней планке. Учитывая налоговую нагрузку, себестоимость производства и логистики и наценки торговых сетей, самая дешевая водка лидеров рынка — компаний Roust, «Синергия» и АСГ — стоила на полках от 280 руб. за 0,5 л. По минимальной цене выставить свою продукцию смогли лишь небольшие региональные производители и «Статус Групп».

Представитель «Статус групп» объяснял это РБК «удачно выбранной стратегией» быстрого завоевания доли рынка за счет роста продаж при низкой маржинальности. Затем «Статус-групп» будет постепенно повышать норму прибыльности, говорил он. Основу портфеля компании составили собственные водочные бренды, которые были «разбавлены» брендами партнеров — госкомпании «Росспиртпром» (водка «Калина Красная»), принадлежащими государству «Столичной» и «Московской» (в управлении ФКП «Союзплодоимпорт»), а также брендом «Путинка» (как показало расследование РБК, принадлежит структурам, связанным с Аркадием Ротенбергом).

К концу 2015 года по данным Nielsen, предоставленным РБК водочными компаниями, доля «Статус Групп» на российском водочном рынке составляла 18,4% в объеме и 15,1% в денежном выражении. Этот показатель превышал совокупные продажи конкурентов — Roust и «Синергии».

Продажи «Статус групп» стали снижаться только в начале 2016 года, после возбуждения уголовных дел и обысков на спиртзаводах в Кабардино-Балкарии, разливавших бренды компании по заказу, писал «Коммерсантъ» со ссылкой на данные Nielsen. В сентябре 2015 года Следственный комитет по КБР возбудил против директоров четырех заводов уголовные дела по факту уклонения от уплаты налогов на 2 млрд руб. В ходе дальнейших следственных действий, к которым подключились сотрудники ФНС и ФСБ, схема была выявлена на 11 заводах — всех партнерах «Статус Групп», а сумма неуплаченных налогов составила более 23 млрд. руб.

В офисе «Статус групп» также прошли обыски, подтверждал РБК ее директор по продажам Сергей Попов, но никаких обвинений компании не предъявлялось. Потеряв кабардинских партнеров, «Статус групп» нашла новых — заводы в Северной Осетии, Пензенской и Московской областях, но, как сообщал «Коммерсантъ» со ссылкой на дистрибьюторов, полностью заместить кабардинские заводы они не смогли.

Имя бенефициара «Статус-групп» не раскрывается, в компании заявляли лишь, что владельцем является известный бизнесмен, «не афиширующий свое отношение к компании». Три топ-менеджера алкогольных компаний в 2015 году рассказывали РБК, что «Статус-групп» связана с экс-совладельцем «Металлоинвеста» миллиардером Василием Анисимовым (43-е место в рейтинге Forbes с состоянием $2 млрд). Сам Анисимов свою связь со «Статус-групп» неоднократно РБК опровергал. В середине мая отстутствие связи Анисимова со «Статус Групп» подчеркивалось в заявлении бизнесмена.

Теги:
Водка, «Статус-групп», Рейтинги
Источник:
Денис Пузырев

Другие новости