Статья:
31 мая, 2016 23:16
180

Сделка с врагом: как Саудовская Аравия стала важным кредитором США

Саудовская Аравия стала одним из крупнейших держателей американского госдолга за счет тайной сделки, заключенной 40 лет назад администрацией Ричарда Никсона, выяснило агентство Bloomberg

Сделка века

На протяжении последних 40 лет никто не знал, сколько же Саудовская Аравия вложила в американские казначейские облигации, так называемые treasuries. Данные публиковались одной строкой вместе с информацией по 14 другим странам под «зонтичным» названием «экспортеры нефти». В эту категорию входили также ОАЭ, Нигерия, Кувейт, Катар и другие государства-члены ОПЕК.

Как объясняет агентство Bloomberg, данные по объему американских облигаций в саудовских руках оставались секретными по прямому требованию саудовского короля Фейсала, как часть масштабной сделки, заключенной четыре десятилетия назад между Эр-Риядом и Вашингтоном.​

Детали договоренностей журналисты узнали от калифорнийского финансиста Джерри Парски. Сейчас он возглавляет инвестиционную фирму Aurora Capital Group, которая управляет активами на $2 млрд, но в 1970-е годы он работал помощником главы Минфина США по рынкам капитала.

Американское казначейство с 1974 по 1977 год возглавлял финансист Уильям Саймон. Кроме того, он являлся «энергетическим царем» — так в американской политике называют правительственного чиновника, ответственного за энергетическую политику Вашингтона. Всего за месяц до своей отставки на волне Уотергейтского скандала, в июле 1974 года, президент Ричард Никсон отправил Саймона и Парски в Саудовскую Аравию с предложением о крупной межправительственной сделке.

Отношения между двумя странами были непростыми. В октябре 1973 года, в ответ на поддержку США и западноевропейскими странами Израиля в «войне Судного дня» ОПЕК наложила на них нефтяное эмбарго. За несколько месяцев нефтяные котировки взлетели в несколько раз, что поставило США на грань транспортного коллапса и привело к резкому росту государственных расходов. В ответ на это Вашингтон распорядился создать Стратегический нефтяной резерв, снять лимит на импорт нефти и, напротив, запретить ее экспорт.

Как рассказал Парски, многие западные страны втайне от союзников пытались выйти на договоренности с Эр-Риядом о дальнейших поставках нефти, так что администрация Никсона не была исключением. В июне 1974 года президент США посетил Саудовскую Аравию с официальным визитом, а уже через месяц туда направилась делегация американского Минфина.

Предложение Саймона заключалось в следующем: Саудовская Аравия возобновляет поставки нефти в США, взамен получает от американцев военную помощь и снаряжение. Вырученные от торговли нефтедоллары Эр-Рияд вновь направляет в США — в виде покупки американских гособлигаций, финансируя расходы бюджета США. После месяцев переговоров последним требованием короля Фейсала стала секретность сделки — чтобы избежать претензий от соседей-союзников Эр-Рияда в «торговле с врагом».

Хрупкое партнерство

Американцы более 40 лет держали слово: они обеспечивали секретность сделок по покупке/продаже облигаций за счет проведения дополнительных аукционов: Эр-Рияд получал право инвестировать в облигации в обход официальных тендеров. Для этого Минфин использовал закон, позволяющий скрывать имена индивидуальных инвесторов из стран, не являющихся крупными держателями treasuries. По одной из оценок, к 1977 году Эр-Рияд аккумулировал у себя до 20% всего объема американских казначейских обязательств.

В 1979 году Счетная палата США заявила, что для подобной практики не существует «ни статистической, ни юридической основы», но Минфин и после продолжил ссылаться на этот закон. К тому моменту сошли со сцены основные действующие лица той сделки: Никсон ушел в отставку в августе 1974 года, король Фейсал в марте 1975 года был застрелен своим племянником, а Саймон покинул свой пост в январе 1977 года вместе с республиканской администрацией президента Джеральда Форда, преемника Никсона.

Расследование Bloomberg «Нерасказанная история 41-летнего секретного долга США перед Саудовской Аравией» стало возможным после того, как в мае американский Минфин ответил на их требование раскрыть долю Саудовской Аравии среди держателей казначейских облигаций. Чтобы получить материалы, журналисты сослались на Закон о свободе информации (FoIA), ведомство решило, что требование «соответствует принципу прозрачности и букве закона» и раскрыло данные в опубликованном 16 мая ежемесячном отчете.

К марту 2016 года Саудовская Аравия владела казначейскими облигациями США на $116,8 млрд. Это ставило ее на 13-е место в мире. С большим отрывом в списке лидируют КНР и Япония, чьи власти обладают примерно по $1,2 трлн гособлигаций США. Всего различные государства владеют treasuries на сумму почти $6,3 трлн.

С началом в 2014 году очередного нефтяного кризиса Саудовской Аравии может потребоваться дополнительная наличность для приведения в порядок государственных финансов. Чтобы получить ее может потребоваться как приватизация нефтяной госкорпорации Saudi Aramco, так и выход из американских казанчейских обязательств.

В апреле Эр-Рияд уже пригрозил вывести из Штатов до $750 млрд своих активов (в том числе, деньги из облигаций), если Конгресс США законодательно разрешит привлекать третьи страны в качестве соответчика по делам о компенсации ущерба в результате терактов — в первую очередь это касается Саудовской Аравии и деятельности ее спецслужб, не сумевших или не захотевших предотвратить теракты 11 сентября 2001 года. Пока, по данным американского Минфина, за последний год вложения Саудовской Аравии в госдолг США не только не сократились, но даже выросли на 10% (с $102,8 млрд в марте 2015 года). 

Теги:
США, СаудовскаяАравия, ГосдолгСША

Другие новости