Статья:
4 июня, 2016 12:40
183

Германия нарушила законы Италии ради комфорта мигрантов

В этом году на XV Международной архитектурной биеннале в Венеции самой драматичной стала концепция Германии, которая продемонстрировала максимальную открытость и эмпатию. Но, как оказалось, не совсем законную.

При создании проекта "Открытый дом" куратор немецкого павильона Петер Кахола Шмаль вынул часть кирпичей из стен здания, построенного в 1909 году и являющегося объектом культурного наследия. Интересно, что здание в 30-е годы ХХ столетия было переделано немецким архитектором под вкусы Гитлера.

По закону Италии "Об охране памятников" действия Шмаля влекут за собой уголовную ответственность в виде лишения свободы сроком от 6 месяцев до 3 лет или штрафа от 2000 евро. Однако власти пошли на уступки архитектору, получив гарантии, что каждый кирпич будет возвращён на своё место.

"Я хотел показать, что Германия готова нарушить свои законы ради комфорта мигрантов, открыть ранее закрытые двери и расширить проемы в стенах, разделяющих культуры"

 

"Создание родины. Германия страна прибытия" написано на стенах павильона. Беженцы, по идее организаторов павильона, должны стать частью общества, ради этого страна готова закрыть глаза на формализм и ряд правил.

Фото: © Наталия Михайлюк-Шугаева

"Репортаж с передовой", которого ждал от участников куратор биеннале Алехандро Аравена, пришёл практически от каждой страны и от каждого зодчего. Мероприятие стало выставкой архитектуры без архитектуры основное внимание было уделено поиску новых решений и ресурсов: таких, чтобы реализовывать различные проекты можно было быстро, просто, дёшево, экологично для всех и для каждого.

Аравена

Сам Аравена в своей экспозиции использовал часть строительных материалов с прошлой выставки: на входе висят алюминиевые профили, а листы гипсокартона сложены так, что напоминают дорогой отделочный камень.

Можно строить что хочешь и как хочешь цена не должна останавливать архитектора, считает куратор. Он сравнивает стоимость строительства квадратного метра в Венеции и в проектах Латинской Америки: разброс составляет от 4,99 до 15 000 тысяч евро.  

На персональной выставке Алехандро Аравены, куда он пригласил в том числе и двух российских архитекторов — Бориса Бернаскони и Александра Бродского собраны примеры решений, способных спасти или улучшить жизнь человека. 

Фото: © Наталия Михайлюк-Шугаева

Также очень выразительно была представлена архитектура, не требующая специальных навыков для строительства. "Золотого льва", являющегося главным призом не только Венецианского кинофестиваля, но и биеннале, получил Солано Бенитес, создавший инсталляцию из простого кирпича, использовав интересные инженерные решения.

С аркой, напоминающей проекты Шухова, не смогли сравниться даже конструкции Массачусетского технологического института (MIT), просчитанные и нарезанные таким образом, что их можно собрать без профессиональных навыков и без скрепляющего раствора, а при необходимости сооружение можно быстро разобрать и возвести в новом месте.

Золотой Лев

Эмпатия стала главной темой и в павильоне Японии. Страна Восходящего солнца столкнулась с тем, что жители деревни не понимают тех, кто работает в ИТ-компаниях. Поэтому для реализованного под Осакой проекта архитекторы разрабатывали максимально открытые и прозрачные помещения, чтобы сельчане увидели: в "пришельцах" нет враждебности, их повседневная жизнь такая же, как и в традиционной деревне.

Фото: © Наталия Михайлюк-Шугаева

Данную тему подхватила и Поднебесная. В Китае небольшие вертикальные огороды стали культурными центрами для тех, кто переехал в город. Приходя сюда, люди не только общаются, но и могут проверить, завязался ли огурец или как растёт салат. Размещённые в вертикальных коробках овощные культуры объединяют жителей перенаселённых районов города.

Фото: © Наталия Михайлюк-Шугаева

Призёром биеннале стал проект "Незавершённое" — в павильоне Испании представлена вся история объектов, начатых и остановленных из-за кризиса. Такие стройки выглядят как памятники несбывшимся надеждам, и авторы проекта предлагают оценить потенциал этих зданий, который ещё можно реализовать, вернув строения к жизни. 

Россия стала одной из немногих стран, создавших красивую и дорогую экспозицию, рассказывающую историю ВДНХ. Это поразительное повествование про город-утопию, который должен поражать воображение любого. Знаменитый комплекс Выставки достижений народного хозяйства представил куратор павильона Сергей Кузнецов. По задумке автора, на первом этаже экспозиции, напоминающем о советском наследии России, зрители должны почувствовать, что на них буквально давят величие и призрак коммунистического наследия страны.

Но уже на втором этаже ВДНХ живёт новой жизнью, где здания, построенные при СССР, утратили свою функцию, а территория комплекса стала местом для прогулок и городских праздников.

ВДНХ

Как дальше должен жить этот комплекс, размышляют студенты, чьи работы демонстрировались в одном из залов. Кураторы предложили и участникам выставки стать исследователями данного уникального феномена, представив на их суд огромный архив материалов о ВДНХ.

Теги:
дом, венеция, архитектура, германия, мигранты, евросоюз

Другие новости