Статья:
16 июня, 2016 11:30
14

Госдума в пятницу решит судьбу неиспользуемых сельхозземель

В случае принятия законопроекта о неиспользуемых сельхозземлях, изъятые участки будут выставляться на открытые торги, организаторами которых будут выступать органы власти муниципального образования.

17 июня Госдума рассмотрит в третьем чтении поправки, которые меняют механизм изъятия сельскохозяйственных земель, не используемых по назначению или используемых с нарушением законодательства. Проект был внесён на рассмотрение ещё в конце февраля и был принят во втором чтении 10 июня. Предлагаемые изменения являются результатом поручений президента Владимира Путина, который в своём послании Федеральному собранию в декабре прошлого года озвучил требование разработать предложения по механизму изъятия неиспользуемых сельхозземель и их последующей продажи. Инициаторами выступила группа депутатов во главе со спикером Госдумы Сергеем Нарышкиным.

Никаких бесхозных территорий

По новым правилам неиспользуемые сельхозземли будут изыматься у собственника по истечении трёхлетнего (в варианте первого чтения — двухлетнего) срока. Под действие этих норм не подпадают огородные, садовые и дачные участки, предназначенные для ведения личного хозяйства, участки гаражного строительства и земли, на которых расположена недвижимость. Отметим, в настоящее время срок, после истечения которого сельхозземли можно будет изъять у собственников, составляет 5 лет.

За неиспользование сельскохозяйственных земель также предполагается ввести административный штраф — от 0,1 до 0,3% от кадастровой стоимости земель для граждан и индивидуальных предпринимателей с минимальным размером наказания в 2 тыс. рублей и от 1 до 6% для юридических лиц с минимумом в 100 тыс. рублей. Вместе с административным наказанием выносится предписание, которое устанавливает срок на устранение нарушения. По истечении этого срока региональные органы обращаются в суд, где и решается вопрос об изъятии земель и назначении публичных торгов.

Начальная цена земли устанавливается в соответствии с её рыночной стоимостью, а способ её определения в обязательном порядке указывается в решении суда. В законопроекте отмечается, что, если участок не пригоден для сельского хозяйства, из стоимости вычитаются затраты на мелиорацию, но не более 20%.

В случае если по итогам первых торгов земельный участок никто не приобрёл, в течение двух месяцев назначаются повторные публичные торги. Начальная цена земли снижается на 20%. Если продажа не состоялась и в этот раз, то участок может быть приобретён поселением, на территории которого он расположен, со "скидкой" в 80% от начальной цены в течение месяца. При этом, если сельхозземли не перешли к муниципалитету, их обязаны приобрести региональные органы власти в государственную собственность. В этом случае цена составит "всего" 20% от стоимости на повторных торгах.

В тексте проекта также отмечается, что в торгах не могут участвовать члены семьи бывшего собственника, юридические лица, которые он учредил, организации, которые оценивали участок, их работники, а также должностные лица органов государственной власти и местного самоуправления.

20 млн гектаров простаивают без дела

Один из соавторов законопроекта, депутат Госдумы от фракции "Единая Россия" Виктор Водолацкий отметил, что для восстановления неиспользуемой в течении многих лет земли "приходится вкладывать большие средства".

— Закон в первую очередь принимается, чтобы вовлечь такие земли в сельхозоборот и чтобы усовершенствовать порядок изъятия земельных участков, — говорит парламентарий. — Во втором чтении провели дебаты о том, чтобы закрыть все лазейки, связанные с перепродажей такой земли, к третьему чтению все разногласия в рамках этого законопроекта были устранены.

Виктор Водолацкий отметил, что, по данным Минсельхоза, сейчас в России около 20 млн га пахотных земель не введены в сельскохозяйственный оборот. Он также добавил, что действие закона будет распространяться на всю страну, в том числе и на "дальневосточный гектар".

— Законопроект не встретил противодействия. В начале нулевых сельское хозяйство считалось "чёрной дырой", — рассказал депутат. — Сейчас это становится эффективным и прибыльным бизнесом с учётом поддержки государства. Теперь люди, которые взяли землю и не используют её, встают перед выбором: или вкладывать деньги, разрабатывать землю, или распрощаться с этой землёй.

Фермеры в ожидании изменений

Председатель совета Ассоциации крестьянских фермерских хозяйств и сельхозкооперативов России Вячеслав Телегин сказал, что в целом "относится к законопроекту положительно". 

— С одной стороны, ужесточаются требования для использования земли по целевому назначению. С другой — тем, кто занимается сельским хозяйством, позволено без конкурса приобрести землю в аренду, — добавил он. 

Фермер Андрей Лысенков также отметил, что "инициатива хорошая".

— Нужно смотреть, как будут применять меры на деле. Изначально хотят как лучше — землю передать хорошим землевладельцам, которые будут её использовать по назначению. Но ведь нынешние собственники в некоторых случаях тоже могли бы и хотели бы заниматься сельским хозяйством, если бы это было рентабельно и выгодно, — говорит он. — Задумка хорошая, но вот истинные цели непонятны. Как бы это не оказался очередной передел земли.

Лазейки могут остаться

Директор центра агропродовольственной политики РАНХиГС при президенте РФ Наталья Шагайда отмечает, что законопроект в нынешнем виде учитывает не все "подводные камни".

— Проблема в том, что у нас не ликвидированы предпосылки перехода сельхозземель в руки тех, кто сам не хочет на них работать. Законодательство запаздывает и в части ограничения прав арендодателей, если они монополисты на локальном рынке и завышают цены. Если всего этого нет, если есть возможность перевести землю под застройку, то к ней будут предъявлять интерес не те, кто хочет заниматься сельским хозяйством, — говорит она.

Второй аспект, по мнению эксперта, — круг действия норм об изъятии. Есть большая проблема на территориях, где есть спрос на землю, — там нужны механизмы понуждения. Однако законопроект "перепрыгнул" через эту конкретную проблему: теперь собираются изымать неиспользуемую землю везде, но только у частных собственников. При этом очень много неиспользуемой земли в государственной собственности, здесь нет механизмов понуждения к использованию, считает Шагайда.

— Предполагается, что процедуры изъятия будут инициированы даже там, где нет спроса на землю, — объясняет она. — В случае принятия законопроекта масса инспекторов должна будет обойти 196 млн га сельхозугодий, которые числятся за сельхозпроизводителями, установить признаки неиспользования, выдать предписания, затем начать работы по изъятию, выставить на аукцион, и в случае если нет желающих, эту землю должен выкупить субъект РФ. Меня это настораживает, потому что в аукционе субъект может участвовать и сейчас, но обязательств купить землю у него нет, а законопроект их вводит. В 90-х годах, когда была проведена массовая приватизация, появлялись компании, физические лица, которые массово скупали землю. Часть из них не могла или не хотела её использовать. Сейчас они заинтересованы в том, чтобы участки хоть как-то купили. И тут законопроект фактически выступает в защиту таких компаний: ведь субъект обязан выкупить землю.

Теги:
сельскоехозяйство, законопроекты, госдума, новости

Другие новости