Статья:
20 июня, 2016 11:24
25

В мучительных поисках ниши

Сценарист Игорь Антоновский – о том, почему, осваивая новые пространства, отечественные производители часто терпят неудачи.

Продвижение российских товаров на Ali-express закончилось неудачей. Никто не хочет покупать русский ширпотреб, когда все привыкли к китайскому, и это не удивительно. Самые безумные виды самых ненужных вещей, несоответствие фотографий товаров их истинному виду, – все это давно стало чисто азиатским колоритом, и приезжать в Тулу со своим самоваром представляется чрезвычайно глупым.

Однако последние лет 20 многие российские производители пытаются делать именно это - не открывать собственные ниши, не искать свою идентичность и уникальность, которой можно будет поразить весь мир, а встроиться в уже устоявшиеся ниши, тихонько пролезть к кому-то, что зачастую выглядит крайне нелепо.

Мы мечтаем о хороших собственных автомобилях, о российских смартфонах мирового уровня, о победе нашей сборной по футболу, о голливудского качества кинематографе, а теперь еще и о своем нелепом ширпотребе на крупнейшей интернет-барахолке мира. Мечтаем и каждый раз смеемся, как смеемся над героем Олега Басилашвили, продающем дыни в фильме «Вокзал для двоих». Он выглядит нелепо там, где ему не место.

При этом мы не видим очевидную вещь – ниши складываются исторически, процесс входа в них очевидно не поддается поверхностному анализу, который производят пытающиеся занять в них место бизнесмены.

Ниши столбятся, а не штурмуются.

Когда-то застолбив космическую нишу или нишу оборонного производства, мы все еще остаемся там первыми. Но все, что мы пытаемся взять снаскока, приносит нам сплошное разочарование и смех над самими собой.

Еще больший смех приносит непонимание этих простых истин и очередная попытка их опровергнуть.

Национальной идеей раз и навсегда должен стать прогресс. Уж простите, что я это повторяю, но ведь эта простая мысль не доходит до многих десятилетиями – не штурм готового, но прорубание нового.

Или вот пример из рекламного и киношного бизнеса, к которому я имею непосредственное отношение: продюсеры требуют от авторов и креативщиков любого проекта референсы - примеры уже существующих успешных фильмов или роликов, не понимая, что именно в поиске референса и лежит первопричина многих неудач. Гениальное и даже просто хорошее сложно воспроизвести дважды.

Брать пример нужно на стадии обучения. Но в бизнесе и рабочем процессе это хорошо делать лишь для собственной осведомленности о происходящих процессах. Получается, что Россия все еще учится современной экономике.

Что ж, будем надеяться, что этот процесс не растянется на вечность, которая и так у нас уже за плечами.

Теги:
мнения, экономика, общество

Другие новости