Статья:
18 мая, 2016 08:00
189

«Бессмертный полк»: владеть и защищать

Организаторы движения подали заявку в Роспатент на регистрацию товарного знака. Эксперты сомневаются в том, что она будет удовлетворена.

Сопредседатель движения "Бессмертный полк России" Николай Земцов подал в Роспатент заявку на регистрацию эмблемы движения, как товарного знака. Со стороны можно подумать, что организация решила заработать на сувенирах: по указанным в заявке классам товаров производят брелки, амулеты, береты, банданы, рюкзаки, блюдца, бокалы, бутыли, игрушечные пистолеты, машины и так далее. Земцов заверил Лайф, что зарабатывать на памяти не собирается, а товарный знак регистрирует, чтобы на нем не могли заработать другие.

- Товарный знак всегда используется как защита эмблемы, которая может быть использована не по назначению. Механизмов регистрации знака для некоммерческого использования у нас нет, поэтому это так делается. Даже КПРФ защищает свою симовлику как товарную марку, - объясняет Земцов, сам являющийся коммунистом (муниципальный депутат в московском районе Хорошево-Мневники от КПРФ).

По его словам, уличить кого-либо конкретно в использовании символики "Бессмертного полка" ему еще не удалось.

- Поступала информация, что в Великом Новгороде открыт фонд, который собирает деньги под нашей эмблемой неизвестно на что. Потом рассказали, что 9 мая собирали деньги в коробку на ВДНХ. Мы планируем создать юридическую структуру, которая будет со всем этим разбираться, - говорит Земцов.

Всего Земцов подал в Роспатент две заявки: он счел необходимым запатентовать звезду с Георгием Победоносцем в двухцветном и трехмерном вариантах. Заявителем в документах указан лично Земцов, а не юрлицо ООД "Бессмертный полк России".

 

товарный знак

Земцов хочет зарегистрировать знаки в десяти разделах Международной классификации товаров и услуг (МКТУ): по 9-му классу (компьютерные устройства), 13-му (боеприпасы), 14-му (ювелирные изделия, амулеты и брелоки), 18-му (кожа, ремни, рюкзаки и сумки), 20-му (вывески и изделия из дерева), 21-му (посуда), 25-му (головные уборы и одежда)), 28-му (видеоигры), 35-му (реклама и маркетинг) и 41-му (обучение работы с техникой, фотографирование и др.).

В случае, если товарный знак по заявке Земцова зарегистрируют, его нельзя будет использовать без предварительного согласия правообладателя.

- К числу возможных вариантов использования относятся размещение товарного знака на товарах (этикетка, упаковка); использование знака при проведении работ, оказании услуг (на фирменных бланках, например); в рекламе, Интернете и т.п.; предоставление права пользования товарным знаком на возмездной основе. Если знак используется кем-то без согласия (для производства товаров, например), результаты использования могут быть изъяты из оборота, а правообладатель может требовать возмещения убытков от незаконного использования, - объясняет старший юрист компании BMS Law Firm Денис Фролов.

Земцов объяснил, в каких случаях будет готов разрешать бесплатно использовать символику "Бессмертного полка".

- Например, транспаранты с нашей символикой уже продаются – мы не против. Если снимут цикл художественных или документальных фильмов – мы тоже не против. А вот если появятся сайты, которые будут нас дискредитировать, мы их закроем, - делится планами Земцов.

Однако, по мнению юристов, регистрация товарного знака на Земцова маловероятна.

- Я вижу, что заявка на регистрацию товарного знака подана не "Бессмертным полком", а некими физическими лицами, принадлежность которых к какой-либо организации (объединению) установить невозможно. Кроме того, не допускается регистрация прав на товарный знак, в изображении которого есть государственный символ (если не ошибаюсь, на обсуждаемом знаке - герб Москвы). Кроме этого, сам знак (пятиконечная звезда) до степени смещения похож на иные государственные награды, что также исключает возможность его регистрации за конкретным правообладателем, - говорит Фролов.

Руководитель практики разрешения споров компании «Горизонт Капитал» Василий Ицков добавляет, что даже в случае одобрения заявки права Земцова на знак могут быть оспорены.

- Другие лица, заинтересованные в использовании, например, словосочетания "бессмертный полк" при производстве и продвижении собственных товаров и услуг в обозначенных классах, вполне могут оспорить регистрацию через суд. Такие случаи нередки. Как правило, при этом истцы указывают в качестве довода, что данное словосочетание является общеупотребимым, - говорит Ицков.

Стоит отметить, что в 2013 году Роспатент уже зарегистрировал товарный знак "Бессмертный полк", но по другим классам товаров: 16-му (канцелярские товары, салфетки и афиши) и 38-му (агентства печати новостей, вещание, телекоммуникация). Заявителем указано ООО "Томская медиагруппа". Знак использует другое движение "Бессмертный полк", использующее в качестве символа журавля. Его основатели – журналисты ТВ2 из Томска (в этом городе в 2012 году впервые состоялась акция "Бессмертный полк").

Раздвоение "Полка" произошло в 2014 году. По словам председателя совета зародившегося в Томске "Бессмертного полка" Сергея Лапенкова, до февраля 2014 года Земцов тоже участвовал в работе этой организации, но затем зарегистрировал другую "Бессмертный полк – Москва", а затем и "Бессмертный полк России".

- Будет теперь футболки печатать, продавать недорого, подработает на сувенирке, - предполагает Лапенков. - Символом народного "Бессмертного полка" изначально является журавлик – это совершенно другая по содержанию символика, людям он нравится, такой, непафосный, человеческий.

Теги:
бессмертныйполк, роспатент, эксклюзивы, новости

Другие новости