Статья:
1 мая, 2016 18:57
199

Конкуренция от Берни

В Формуле-1 выступают 11 команд, а побеждает всегда Mercedes. Когда же это закончится?

Когда же королева автоспорта Формула-1 снова станет непредсказуемой и интересной? Этим вопросом наверняка задаются многие любители автоспорта, уставшие от безоговорочных побед Mercedes. За последние два года эта команда выиграла 32 этапа Гран-при из 38 (16 из 19 в каждом сезоне). Во многих из них пилоты команды британец Льюис Хэмилтон и немец Нико Росберг делали дубль, то есть занимали 1 и 2 места.

Такой высокий результат команды влияет на популярность королевских гонок не самым лучшим образом. Некоторые болельщики начинают терять интерес к соревнованию, потому что и так всё ясно: победят гонщики из Mercedes.

— В Формуле нет борьбы мужчины с мужчиной, мотора с мотором, страсти и эмоций, которые присутствовали раньше. Вместо этого набор скучных правил и регламентов, — говорит эксперт по маркетингу Михаэль Гайсс.

С 2014 года в производстве моторов для болидов доминируют Mercedes. Никто не может создавать такие моторы, как у немцев, поэтому их гонщики побеждают чаще остальных. Начиная с 2000 года только одной команде удавалось демонстрировать сопоставимые результаты. Ferrari времён Михаэля Шумахера в 2002 году выиграл 88% Гран-при (15 из 17 гонок), и в 2004 году — 83% (15 из 18 гонок). В остальные годы процент выигранных этапов у одной команды был существенно меньше.

Как же организаторы допустили, что соревнования перестали быть сегодня увлекательными для болельщиков, какими они были во времена легендарных Айртона Сенны, Ники Лауды, Алена Проста и Найджела Мэнсела?

У промоутера и совладельца Формулы-1 Берни Экклстоуна свой взгляд на эту проблему.

— Лауда был очень популярен, потому что жил в определённую эпоху. Люди становились тогда знаменитыми из-за того, что рисковали попасть в аварию и погибнуть или выжить. Это  делало их экстремально популярными во всём мире, — считает Берни.

Однако босс Формулы против такой популярности в сегодняшнем автоспорте:

— Нам не нужно повторение тех времён. Себастьян Феттель другой. Он более осторожный. Просто жизнь теперь складывается совсем по-другому. То же самое можно сказать и о кооперации в командах, когда гонщики сотрудничают между собой. В моё время такого не было, — то ли осуждает, то ли сочувствует нынешнему поколению гонщиков Экклстоун.

При этом он не согласен, что организаторы допустили снижение популярности гонок:

— Мы этого не допускали, — говорит он в интервью Лайфу. — Но мы не в состоянии иногда менять вещи. Конечно, было бы здорово, и это то, что мы сейчас пытаемся сделать, чтобы двигатели у всех команд в Формуле были одинаковыми и ни у кого не было преимуществ. Это ведь чемпионат гонщиков, а не конструкторов. Последнее важно для владельцев команд, но не для зрителей. С этим мы попробуем справиться, чтобы вернуть гонкам зрелищность.

Берни Экклстоун своё дело знает, несмотря на обвинения в том, что в формуле царит хаос, она плохо управляется и ей нужна санация.

В конце апреля руководство Формулы-1 и производители моторов согласовали вопрос поставок и стоимости силовых установок для болидов с 2017 по 2020 годы, сообщила международная автомобильная федерация. Они договорились о сокращении стоимости моторов, доступности их для клиентов и, что самое важное, сближении их технических характеристик.

Представители Mersedes Motorsport были не в восторге от такой идеи.

Австриец Тото Вольф, возглавляющий Mersedes Motorsport, выступил против изменений. Он сказал после Гран-при в Китае, что «стабильные правила вели к усилению конкуренции в чемпионате».

— Мы сейчас это видим. Команды подтягиваются друг к другу. В этом году мы увидели три великолепные гонки в Мельбурне, Бахрейне и Шанхае.

Поэтому, по мнению Вольфа, ничего менять не надо.

А президент Ferrari Серджио Марчионе даже выступил за то, чтобы заменить Экклстоуна в менеджменте формулы на управленческий триумвират — маркетолога, юриста и специалиста по спорту.

Сейчас Ferrari, Honda, Mercedes и Renault продают двигатели другим командам, которые не могут себе позволить такой роскоши, как создание собственных. По экспертным оценкам, создание мотора для болида может обойтись в сотни миллионов долларов.

За нежеланием работать по новым правилам у боссов названных команд могут стоять и вполне меркантильные интересы. Команда победителей и призёры последних двух лет, за которыми стоят производители моторов, требуют себе повышенных гонораров от доходов, получаемых организаторами соревнований. Кроме того, у них есть возможность неплохо зарабатывать на поставках силовых агрегатов конкурентам.

Команды, которые покупают эти моторы, — Red Bull, Sauber и Force India — напротив, поддерживали предложение Экклстоуна о снижении стоимости мотора уже с 2017 года, а не с 2018-го (а не позже, как предлагали производители).

Экклстоун не случайно пригрозил производителям моторов, что может вернуться к идее приглашать независимого поставщика двигателей в Формулу, если автоконцерны не смогут гарантировать поставки своей продукции всем участникам чемпионата, снизить на неё цены и примерно сблизить характеристики двигателей.

Сам он спокойно относится к этому нынешнему конфликту.

— Им не нравится то, что я делаю? Они хотят остаться с тем, что у них есть. Потому что так лучше для них, — говорит Лайфу Экклстоун, — посмотрите гонку в Сочи, и вы увидите, это будет заметно, что команды меняются. Это хорошая гонка. Что касается моего смещения, то они могли бы это сделать. Надеюсь, то, что мы уже осуществили, слава богу, снова сделает нас успешными.

И на пенсию глава формулы тоже пока не собирается.

— Рано или поздно я уйду на пенсию добровольно. Сейчас я счастлив делать то, что делаю, — говорит он.

Похоже, правила Экклстоуна сработали. Принуждение команд к новым нормам принесёт свои плоды болельщикам на следующий год.

Пока же догадайтесь, какая команда сегодня выиграла гран-при в Сочи?

 

Теги:
автоспорт, формула1, берниэкклстоун

Другие новости