Статья:
29 апреля, 2016 08:36
203

На бутылки с алкоголем хотят поставить радиометки

Росалкогольрегулирование предложило правительству усилить защиту акцизных марок для спиртного.

По информации Лайфа, Росалкогольрегулирование направило в правительство доклад о перспективах внедрения RFID-меток (Radio Frequency IDentification, радиочастотная идентификация) в акцизные марки для алкоголя. Технология может быть применена для защиты бутылок от подделок и удобства работы продавцов и поставщиков.

Как рассказал близкий к ведомству источник, ранее правительство поручило Росалкоголю подготовить доклад "Совершенствование маркировки алкогольной продукции с целью отслеживания её движения на всех стадиях нахождения в обороте". В документе чиновники рассказали, что считают перспективным внедрение RFID-меток, однако стоит немного подождать, пока технологии станут совершеннее.

— Это очень перспективная технология. Служба внимательно изучает все новации в данном направлении. Мы проводим тестирование RFID-маркировки на постоянной основе с 2012 года. Мы не исключаем внедрение данной технологии в дальнейшем, однако в настоящее время есть ряд трудностей по её использованию: существует проблема считывания меток с каждой единицы продукции, находящейся в коробке или палете;  возникают помехи при считывании меток с продукции, на упаковке которой присутствует металлизированная фольга (шампанское и т.д.); стоимость метки, которая, разумеется, может снизиться с учётом количества меток, необходимых для маркировки алкоголя — 5 млрд единиц продукции в год, — сообщили в пресс-службе Росалкогольрегулирования.

Там добавили, что "RFID постоянно развивается" — как в части технологии, так и в части снижения стоимости отдельной метки, и "в перспективе" может использоваться и для маркировки спиртного.

Близкий к ведомству источник уточнил, что для использования в акцизных марках рассматриваются небольшие метки не крупнее самих марок (90 x 26 мм или 63 x 21 мм). Они выглядят как небольшие микросхемы: на бумажной самоклеящейся основе крепятся чип и "лабиринт" антенны.

 

Источник Лайфа говорит, что на метку предполагается записывать информацию о наименовании и объёме самого напитка, производителе и дате розлива.

— Это усложнит подделку марок и не будет позволять использовать её несколько раз, — поясняет собеседник Лайфа.

Изготовлением акцизных марок с RFID-метками, как и обычных, должен заняться Гознак. В пресс-службе предприятия не смогли оперативно ответить на вопросы Лайфа.

Близкий к Росалкоголю источник же говорит, что использование меток может облегчить приём партии алкоголя оптовым базам и магазинам: при приёме необходимо будет просто "отсканировать" палет или коробку с бутылками ридером, "читающим" RFID-метки. Стоят такие устройства от нескольких тысяч до 300 тыс. рублей. Учитывая, что об обязательном использовании этой технологии речи пока не идёт, нет оснований говорить и о усилении финансовой нагрузки на торговцев.

При этом производителям спиртного внедрение RFID-меток в акцизные марки может влететь в копеечку — оплачивать технологичность придётся при покупке усовершенствованных акцизных марок. Как ранее оценивал замглавы Минпромторга Виктор Евтухов, себестоимость метки может составлять порядка 3—5 рублей за штуку. Стоимость марки сейчас составляет 1,7 рубля, а после внедрения технологии может увеличиться в 3-4 раза. По оценке Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя, в прошлом году в России было выпущено 3,2 млрд акцизных и специальных марок. Соответственно, расходы на оснащение марок радиометками только по себестоимости может составить порядка 10—16 млрд рублей в год.

Глава Союза виноградарей и виноделов России Леонид Попович говорит, что при подорожании акцизных марок на 3—5 рублей производители переложат расходы на покупателей, что выльется в подорожание уже на 15—20 рублей на полке магазина.

— К новой сумме добавляется НДС и накрутки посредников, они ведь тоже вырастут с увеличением стоимости бутылки. Получается подорожание на 15—20 рублей. Для бутылки вина за 150 рублей подорожание до 170 — серьёзный рост, больше 10%. Для производителей крепких напитков рост будет не настолько ощутимый, но тоже заметный, — объясняет Попович.

Напомним, в конце прошлого года Минпромторг сообщал о планах использовать радиочастотные метки "при реализации товаров народного потребления, меховых изделий и алкоголя" для борьбы с контрафактом. Пилотный проект по маркировке шуб RFID-метками с апреля уже реализуется в рамках соглашения Евразийского экономического союза. Пока использование меток добровольное, а с начала 2017 года станет обязательным. RFID-метки изготавливают на Гознаке и предлагают приобрести производителям и продавцам за 15 или 22 рубля за штуку (в зависимости от вида).

Теги:
экономика, алкоголь, акцизныемарки, ритейл, росалкогольрегулирование, эксклюзивы

Другие новости