Статья:
8 мая, 2016 13:30
180

За 30 серебреников: Бизнес дороже памяти...

Лайф выяснил, что в московских салонах аэрографии к 9 Мая любой желающий может заказать не только патриотический рисунок с символикой Великой Победы...

Многие автомобилисты перед Днём Победы пытаются выделиться на дороге весьма оригинальным способом — нанося аэрографические рисунки на своего "железного коня". Салонов, готовых осуществить подобные задумки, в столице предостаточно.

Например, образ знаменитой "сталинградской" скульптуры "Родина-мать" дизайнеры готовы отрисовать на капоте легкового автомобиля за 5 рабочих дней. Стоимость их услуг колеблется в среднем от 40 до 50 тысяч рублей. Аналогичный рисунок на двери машины обойдётся дешевле примерно в два раза.

На стоимость влияют сложность эскиза, глубина прорисовки (детализация) и площадь поверхности изображения. Как показало расследование Лайфа, в погоне за наживой многие "исполнители" готовы практически на всё, даже нарисовать на автомобиле фашистскую символику накануне 9 Мая. 

Для "контрольной закупки" мы выбрали два изображения — немецкую военную награду Железный крест (выбор был целенаправленно сделан в пользу его варианта времён Первой мировой, чтобы даже в "экспериментальных" целях не работать с печально известной свастикой) и Балкенкройц — крест, который во времена ВОВ рисовался на крыльях и бортах самолётов Люфтваффе и другой технике Вермахта. 

Фото: © Wikimedia Commons, Killingfreak

Мы заранее созвонились с несколькими салонами аэрографии, и в трёх из них нам дали "добро" на нанесение подобных изображений: "любой каприз за ваши деньги". Приезжаем в центр индивидуализации "Измайлово" (также нам сказали "да" в студиях аэрографии Diffusionart и МС-Motors) в пятницу ближе к семи часам вечера, уже после окончания рабочего дня.

В офисе, явно скучая, сидят девушки-менеджеры по продажам. Секьюрити ходят по салону, неторопливо поглядывая на выезжающие со стоянки автомобили. Накануне длинных выходных в автосалоне совсем нет клиентов, а работники спешат поскорее уехать по домам.

Менеджер по работе с клиентами студии индивидуализации при салоне Сергей встречает нас в кабинете на втором этаже.

Он с гордостью говорит, что их салон — один из крупнейших по части аэрографии в столице. Сергей рассказывает, что специалисты могут нарисовать всё что угодно, "если это не противоречит законодательству РФ." Правда, при этом он добавляет что "если возникнут нюансы с правоохранительными органами, то это владелец уже берёт на себя".

Редакционный водитель Андрей, который исполняет роль владельца "шевроле орландо", увлекающегося историей рыцарских орденов средневековья, показывает на ноутбуке картинку тевтонского креста (под его видом мы показываем ранее упомянутый Железный крест) Сергею.

— Я очень интересуюсь историей ордена, их символ в виде креста сможете мне нарисовать на капоте?

— Конечно, если не ошибаюсь, таких крестов полно у байкеров, — отвечает менеджер.

Мы с Андреем переглянулись. Эксперимент экспериментом, но чёрный крест (каким бы "рыцарским", "прусским" или "невинно стилизованным подо что-либо" он ни был) всегда вызывал у нас обоих одни и те же ассоциации — монохромные и гнетущие, как кадры фильмов про войну. Когда я с напускной бравадой спросил у Сергея о том, "не будет ли изображение воспринято прохожими на московских улицах как фашистское", он на мгновение задумался. Но затем, словно оправдывая самого себя, быстро объяснил необоснованность моих опасений: 

— У нацистского креста в центре была свастика, а у этого ордена её нет, поэтому сложно назвать его нацистским символом. Кроме того, в России очень популярны исторические реконструкции и что, теперь всю похожую символику считать экстремистской?

Исторические реконструкции... На "шевроле". Хотя, наверное, именно на таких американских минивэнах 2015 года выпуска шёл в атаку на дружины Александра Невского печально известный "клин" тевтонских рыцарей. Или войска кайзера Вильгельма II ехали на них в "Верденскую мясорубку" Первой мировой. Меня всегда удивляли споры об истинном значении свастики или о том, что вскинутая вверх рука — это не фашистский салют, а чуть ли не древнеславянское приветствие "от сердца к солнцу".

Все эти символы — продукт людского разума, и они не только несут в себе заложенный им смысл, но и меняются под его воздействием. С течением времени, превращаясь из солнца в тьму и из воздуха в газ нацистских камер. Вряд ли у наших ветеранов свастика ассоциируется с буддистской эзотерикой, они видят в ней не отображение добра и благополучия, а предвестника смерти и горя. Поэтому, коль уж мы на каждом углу (особенно перед Днём Победы) трубим о неоплатном долге перед павшими и живыми героями ВОВ, нужно начать хотя бы с малого — не оскорблять память одних и чувства других. 

Но "бизнесменов от аэрографического искусства" этические вопросы, похоже, волнуют мало. Они оценивают свои произведения (многие из которых действительно хороши) языком цифр. И это далеко не 30 серебреников. Хотя... По нынешнему курсу Иуда Искариот вполне мог продать Спасителя за озвученную нам сумму:

— Работа займёт до 5 рабочих дней, но лучше заложить неделю, стоимость будет 40–45 тыс. рублей, — отвечает менеджер Сергей. — Длительность работ зависит от детализации креста: чем она выше, тем дольше длительность. Мне проще говорить о сроках, когда будет готов эскиз рисунка, — уточнил художник Михаил, уходивший в этот момент из офиса.

А Сергей вспомнил, как недавно Михаил отрисовал знак американского доллара:

_ Казалось бы относительно просто было выполнить этот заказ, но клиент затребовал тщательную детализацию водяных знаков, в итоге там коэффициент к стоимости работ составил 1,5.

Этапы нанесения рисунка

Клиент определяется с желаемым рисунком и заказывает макет. Дизайнеры отрисовывают до 5 вариантов эскизов макета. Стоимость аэрографии считается поэлементно. Элементы — это двери, багажник, капот и т/д. Полную стоимость клиенту назовут после согласования эскиза. Заказчик оплачивает аванс до 50% от стоимости. Дизайнеры делают эскиз, чтобы клиент понимал, как будет выглядеть конечный рисунок. Далее клиент выбирает масштаб рисунка, фон, после этого рассчитывается окончательная стоимость и определяются сроки выполнения работы. После согласования клиентом дизайн-проекта начинаются работы непосредственно на автомобиле.

Основное время занимает удаление и восстановление лака с поверхности автодетали, на которую нанесут рисунок. Чтобы нанести рисунок, сначала нужно удалить с детали лак. Только после этого можно на неё наносить рисунок. После этого лак на такой автодетали восстанавливается в покрасочной камере. Процесс "матования" занимает около суток, процесс восстановления занимает от суток до двух.

Оценка рисков

После разговора с Сергеем и Михаилом мы решили дождаться дизайнера, чтобы окончательно обсудить сроки. Она возвращается по Горьковскому шоссе в автосалон в течение 15 минут. В это время мы перебрасываемся парой слов с охранником салона. Он слышал нашу беседу с менеджером и прекрасно знал о том, что мы хотим изобразить.

Мужчина якобы ненароком подошёл к нам и с заговорщической улыбкой спросил: "Прикольнуться, что ли, решили с этими крестами?" Я усмехнулся и молча кивнул головой. В ответ он всё с той же улыбкой сказал: "Хорошо, что сейчас не 80-е, тогда бы вам машину прямо на выезде из салона разбомбили". "И правильно бы сделали", — подумал я. Но ответил ему лишь: "Да уж, ты прав". 

Редакционный водитель Андрей, который выполняет роль владельца "шевроле орландо", очень интересующегося рыцарской тематикой, искусственно испуганно спрашивает девушку:

— Надеюсь, мне машину не сожгут и не проломят капот за то, что на ней будет нарисован крест, похожий на нацистский?

— Этого мы вам не можем гарантировать, — смеётся Зоя. — Но чтобы подчеркнуть историческую сторону ордена и отсутствие его связи с нацистским, можно стилизовать его под эпоху 12 столетия, когда зародился сам орден, нарисовать его на щите или на стяге.

С точки зрения законодательства мы ничего не нарушим, уверена она.

Андрей уточняет у неё, когда она сможет взяться за работу, выясняется, что только 10 мая, после этого скептически качает головой:

— Мне надо всё же подумать и взвесить все риски.

На том мы прощаемся и уезжаем из салона. Ещё в пару столичных бюро, которые занимаются аэрографией на автомобилях, Лайфу также сказали, что готовы взяться за отрисовку креста тевтонского ордена на капоте редакционного "шевроле орландо".

—Здесь ответственность не на нас, мы исполнители, делаем то, что вы заказали, — говорит Николай, телефон которого указан на сайте фирмы.

С ним соглашается сотрудник ещё одного бюро: "Нам без разницы, что рисовать, если этого хочет клиент, пусть он и думает о юридических рисках".

Дополнительные расходы, которые связаны с аэрографией, заключаются в том, что автодеталь с рисунком необходимо страховать отдельно.

— Такая страховка обойдётся в сумму до 10% от стоимости дизайн-проекта, у нас есть такая услуга, мы страхуем это как допоборудование, — пояснили Лайфу в Ингосстрахе.

Юридические риски

"Экстремистской деятельностью является пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо публичное демонстрирование атрибутики или символики экстремистских организаций "

Отметим, что официального перечня того, что является нацисткой символикой, не существует. Кроме того, непонятно, когда цель демонстрации символики становится пропагандой. На сайте Роскомнадзора приводятся заключения экспертов, в которых сказано, что "использование нацистской и сходной с ней до смешения атрибутики/символики в исторических, научных и т.п. целях признаётся допустимым".

— Свастика в фильме про Штирлица считается историческим контекстом, в таком контексте использование свастики допустимо. Однако, обсуждая юридические тонкости, любой человек способен задуматься: с какой целью житель Москвы хочет сделать такую аэрографию на свой автомобиль? — рассуждает управляющий партнёр Группы юридических и аудиторских компаний "СБП" Кира Гин-Барисявичене. — Большое всегда начинается с малого. Пропаганда нацисткой символики в Москве с помощью автомобиля многим в России напомнит ситуацию на Украине: подталкивание к восстанию, мятежу и свержению власти. С моей точки зрения, это не тот случай, когда нужно формально читать закон и искать в нём дырки, чтобы воспользоваться и сделать что-то, относительно чего чётко не указано: можно что-то делать или нельзя. Дух права и суть закона в данном случае ясны, и у всех нормальных взрослых людей ассоциации с подобными изображениями одинаковые.

Как могут наказать

Наказание за такие действия с запрещённой символикой предусмотрены ст. 20.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 26.04.2016) в статье "Пропаганда либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, либо иных атрибутики или символики, пропаганда либо публичное демонстрирование которых запрещены федеральными законами".

Эта статья КоАП РФ предусматривает наказание для граждан, должностных лиц и для юридических лиц, а именно влечёт наложение штрафа на граждан в размере от 1 до 2 тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения либо арест на 15 суток с конфискацией предмета административного правонарушения. В данном случае предметом будет признана аэрография, которую, скорее всего, предпишут ликвидировать.

На должностных лиц — от 1 до 4 тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения и на юридических лиц — от 10 до 50 тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения. Полагаю, что уголовного преследования гражданина за такие деяния не будет, однако надо помнить, что статьи против экстремизма есть и в уголовном кодексе РФ.

Теги:
9мая, деньпобеды, аэрография, авто, нацизм, втораямироваявойна

Другие новости